Бутик ROSA официально представляет аюрведические препараты премиум класса от Индийских производителей NUPAL Remedies и SDM Ayurveda Pharmacy.
Приглашаем к сотрудничеству оптовых покупателей аюрведических препаратов NUPAL и SDM для долгосрочных отношений.

Основы Аюрведы. Дхату – тканевые элементы.

Основы Аюрведы. Дхату - тканевые элементы 1 ॐ Бутик ROSA

ОСНОВЫ АЮРВЕДЫ. ДХАТУ – ТКАНЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Сегодня в столице Индии Дели открылась большая аюрведическая выставка. Она продлиться 4 дня. Природа была благосклонна ко мне и украинской аюрведической компании Роса посетить это мероприятие. Мы увидели лучших производителей аюрведической продукции, а также аюрведической косметики.

И все же, при этом не забываем изучать аюрведу. и сегодня поговорим о дхату. Этот важный аспект аюрведической теории и практики связан с тем, что известно как “семь дхату”. Этот термин часто переводится как «тканевые элементы», но более понятен как фундаментальные принципы, поддерживающие различные ткани тела. Дхату еще раз напоминают о концепции гомеостаза. В «Чарака Самхите», говорится: «Истинная цель аюрведы – поддержание равновесия дхату». Чарака определяет болезнь как «любое нарушение в равновесии дхату», а здоровье как «состояние их равновесия». Чарака также описывает гомеостатическую тенденцию в дхату: он говорит, что они «приходят в нормальное состояние независимо ни от каких внешних причинных факторов». Тем не менее, дхату нарушаются различными внешними факторами, такими как «неправильное использование, отсутствие использования и чрезмерное использование времени, умственных способностей и объектов органов чувств», а также поведенческими факторами.

Каждая из дхату содержит упакованный в вещество «внутренний огонь» – агнидхату, который необходим для действия постоянного обмена и регенерации тканей. В западной медицине он известен под термином «энергия метаболизма» Рассмотрим эти семь дхату:

Основы Аюрведы. Дхату - тканевые элементы 2 ॐ Бутик ROSA

1. Раса дхату – принцип функционирования, поддерживающий жидкость внутриклеточную и внеклеточную). Раса дхату – это самая грубая ткань, основа питания всех дхату (через плазму и лимфу). Формируется от 5 до 7 дней. Количество – 9 анджали или объем двух сложенных ладоней. Доминирует джала махабхута. Раса течет по всему телу, но основное место локализации – сердце, лимфатические каналы и вены. Движется она вьяна ватой. Когда раса проходит через ранджака питту, она окрашивается и становится рактой. Хотя ракта рождается из печени и селезенки, она тесно связана с расой.

2. Ракта дхату – принцип функционирования, поддерживающий «красную» кровь. Ракта – это клеточная часть расы. Формируется от 10 до14 дней. Количество – 8 анджали. У крови выражены все пять махабхут. Кровь находится везде, но основное место локализации – костный мозг, печень, селезенка и сердце. Кровь дает жизнь и питает каждую клетку через прану.

3. Мамса дхату – принцип функционирования, поддерживающий мышечную ткань. Мамса дхату питает меда дхату, покрывает кости и органы, дает силу и тонус. Формируется от 15 до 21 дня. Количество – 600 – 800 шт. по различным источникам. У мамса дхату представлены притхви и вайю махабхуты.

4. Меда дхату – принцип функционирования, поддерживающий жировую ткань. Формируется от 20 до 28 дней. Количество – 2 анджали. Расположена по всему телу: живот, бедра, грудь, вокруг суставов. Меда дхату питает астхи дхату, дает маслянистость, увлажняет и изолирует. Меда дхату самая важная ткань в теле. Все дхату берут жир для питания и поддержания, так как во всех органах есть жир. Например, 90% головного мозга состоит из глиаклеток, а это чистый жир.

5. Астхи дхату – принцип функционирования, поддерживающий костную ткань. Это самая сильная и твердая ткань. Она управляется ватой и это место ваты. Формируется от 25 до 35 дней. Количество – 206 шт. по Чараке и 300 шт. по Сушрете, который включил в астхи дхату и хрящи. Астхи дхату питает маджа дхату. У астхи дхату представлены притхви и акаша махабхуты.

6. Маджа дхату – принцип функционирования, поддерживающий костный мозг и
нервную систему. Формируется от 30 до 42 дней. Количество – 2 анджали. Маджа дхату дает силу, хорошие суставы, долгую жизнь. Питает шукра дхату. У маджа дхату представлены вайю, джала и притхви махабхуты.

7. Шукра дхату – принцип функционирования, поддерживающий репродуктивную ткань. Эта ткань представлена только у зрелых людей. Шукра дхату дает смелость, оргазм, харшан – способность привлекать к себе людей противоположного пола, что в свою очередь дает счастье и блаженство. Она ответственна за семенную жидкость и сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки – у женщин, а также за фертильность – способность зачать и выносить ребенка. В пожилом возрасте шукра дхату атрофируется. Сперматозоид и яйцеклетка – это конечный продукт развития тканей. Формируется от 35 до 49 дней. Количество – 3 анджали. Доминирует джала махабхута.

Основы Аюрведы. Дхату - тканевые элементы 5 ॐ Бутик ROSA

Аюрведа описывает цикл трансформации одной ткани в другую. Съеденная пища (ahara rasa), перевариваясь, разделяется на питательную часть (sara), которая всасывается в тонком кишечнике и отходы (kitta), которые продвигаются далее в толстый кишечник. Каждая предыдущая в этом цикле дхату создает питание для последующей. В результате метаболизма образуются так называемые «вторичные» ткани и побочные продукты.

При обмене между расой и рактой образуются грудное молоко, менструальная кровь, а в качестве отхода – слизь, которая участвует в защите слизистых оболочек от внешних повреждений. При обмене между рактой и мамсой образуются кровеносные сосуды и сухожилия, а в качестве отхода – желчь, выделяемая печенью в двенадцатиперстную кишку. Она участвует в пищеварении и удаляется с каловыми массами. При обмене между мамсой и медой образуются кожа и мышечный жир, а в качестве отходов – выделения из ушей, рта, носа, глаз и волосяных фолликулов. При обмене между между медой и астхи образуются связки и суставы, а в качестве отхода – пот, участвующий в регулировании водносолевого и теплового баланса организма. Пот удаляется через кожу. При обмене между астхи и маджой дополнительные ткани не образуются, а в качестве отходов образуются ногти и волосы. При обмене между маджой и шукрой также не образуются упадхату, а в качестве отходов образуется маслянистость глаз, кожи и кишечника. Поэтому блеск глаз характеризует состояние нейроэндокринной системы. Шукра трансформируется в оджас, не давая при этом дополнительных тканей и отходов. Различные комбинации семи дхату образуют все органы и каналы физического тела человека.

В состоянии баланса вата, питта и капха также считаются дхату, так как в балансе они тоже поддерживают тело. Дхату текут по своим специфическим каналам – шротам (каналам циркуляции) и обеспечивают место для функционирования дош, которые всегда влияют на дхату. Их качества и функции также зависят от природы шрот. Чистые шроты поддерживают чистоту тканей и наоборот. По сути, шроты – это контейнер, а дхату – их содержимое.

Дхату важны для аюрведической диагностики и лечения. С одной стороны, они могут использоваться, подобно дошам, в классификации пракрити пациента. С другой стороны, считается, что каждый из семи дхату, как и каждая из дош, в «испорченном» состоянии дает начало определенным симптомам и заболеваниям, а в состоянии баланса становится причиной положительных элементов здоровья. Нарушенные дхату ведут к проявлениям самых различных дисбалансов.

Продолжение следует…

Цикл публикаций Юрия Авраменко об Аюрведе.

Оригинальная статья на Facebook.

Все статьи Юрия Авраменко в нашем блоге.

Основы Аюрведы. Теория трех дош 5 ॐ Бутик ROSA

863 просмотров всего, 7 просмотров сегодня

Основы Аюрведы. Дхату – тканевые элементы.
5 (100%) 1 голос

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *