Телефоны магазина: (044) 2275 056 или (067) 1600 108
Бутик ROSA официально представляет аюрведические препараты премиум класса от Индийских производителей NUPAL Remedies и SDM Ayurveda Pharmacy.
Приглашаем к сотрудничеству оптовых покупателей аюрведических препаратов NUPAL и SDM для долгосрочных отношений. Форма заказа.
Телефоны магазина: (044) 2275 056 или (067) 1600 108

Основы Аюрведы. Субдоши.

Основы Аюрведы. Субдоши 1 ॐ Бутик ROSA
5/52 голосов

ОСНОВЫ АЮРВЕДЫ. СУБДОШИ.

Добрый вечер, друзья!
Продолжаем изучать аюрведу. Пришло время поговорить о нашей анатомии и физиологии. И сегодня рассмотрим субдоши.

Во введении в анатомию Чарака говорит, что если мы идентифицируем себя исключительно с телом, эта материалистическая точка зрения связывает нас. Но если мы спросим: «Разве моя нога – это я? Разве мое сердце – это я? Разве я – это моя печень? Разве я – это мой мозг?» – мы придем к выводу, что наше «Я» не идентично телу, а это в итоге ведет к духовной самореализации. Далее Чарака говорит, что, подобно тому как Вселенная состоит из бесчисленных частей, из бесчисленных частей состоит и тело человека. Все физиологические процессы в теле человека претерпевают определенное поступательное развитие. С точки зрения аюрведы оно имеет очень четкие и характерные стадии. Под влиянием дош пять первоэлементов (панчамахабхут): пространство, ветер, огонь, вода и земля, образуют все человеческое тело. В процессе образования тканей (дхату) вырабатываются различные отходы (малы), у которых, в свою очередь, тоже есть определенные физиологические функции.

В ведической традиции раздел медицины, изучающий эти темы, называется «доша-дхату-мала-виджняна», что указывает на строго определенную последовательность, которой подчиняется физиологическое развитие. Каким образом неорганические вещества превращаются в живой организм? Упанишады и аюрведа высказывают интересное представление о том, как возникла первоклетка (адибиджа). Согласно этой концепции, стихия воды сначала сгустилась в некую желеобразную субстанцию (калалам), в которой сформировалась изначальная органическая масса (пиндастханукам), то есть протоплазма. В результате налаженных метаболических процессов в протоплазме, которые были вызваны другими первоэлементами, и образовалась первая зародышевая клетка (адибиджа).

Мы уже подробно рассмотрели, что такое доши, их качества и проявление баланса и дисбаланса. Хотя все три доши представлены во всем теле, но у каждой из них есть свой «дом». Все, что расположено ниже пупка, является домом ваты: толстый кишечник, тазовые органы, бедра, ноги. Все, что расположено выше диафрагмы, является домом капхи: грудь, голова. И все, что расположено между этими местами – это дом питты: желудок, печень, тонкий кишечник. Чтобы дать целостную картину, давайте рассмотрим каждую дошу, как состоящую из пяти субдош. Такой подход позволяет ставить более точный диагноз. Все пятнадцать субдош имеют свое местоположение в теле, и, если нарушен баланс, болезнь начинается оттуда. Каждая из трех дош «делегирует одну субдошу в сердце, являющееся важнейшим перекрестком всей физической и эмоциональной активности тела. Эта детализированная информация крайне важна для аюрведического доктора.

СУБДОШИ ВАТЫ

Вата правит всеми движениями в теле и тем самым достигает всех точек тела. Однако каждая из субдош ваты имеет определенное местопребывание и функцию. Традиция аюрведы называет их «ветрами» тела – это импульсы, двигающиеся по нервам, мышцам, кровеносным сосудам и везде, где тело приходит в движение.

Основы Аюрведы. Субдоши 2 ॐ Бутик ROSA

1. Прана вата: расположена в мозге, голове, сердце и легких. Прана вата ответственна за восприятие и движение всех видов. Подобно мозгу, где она расположена, прана вата обеспечивает наше зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, но особенно слух и осязание. Она также управляет способностью мыслить, рассуждать, чувствовать и задает тон эмоциям – позитивным или негативным. Если прана вата в равновесии, человек чувствует себя бодрым, приподнятым и ясно мыслит. Прана вата также правит ритмами дыхания и глотания и считается направленной вниз, неся с собой жизненную энергию. Прана вата – «ведущая» для четырех остальных субдош и являет собой наиболее важный аспект вата-доши, управляющей телом в целом. Поддерживать прана вату в равновесии жизненно важно для всех телесных функций. Прана вата является своеобразной «дверью» между макро- и микрокосмом. Она первой реагирует на все изменения окружающего мира. Ее можно соотнести со всей центральной нервной системой, но, прежде всего с корой головного мозга, лимбической системой, гипоталамусом, таламусом и продолговатым мозгом. Прана вата переводит получаемую через чувства (индрии), ум (манас) и интеллект (буддхи) информацию, мыслеформы и желания в биохимические импульсы. Кроме того, она управляет парасимпатическим звеном вегетативной нервной системы. Дисбаланс прана ваты проявляется в тревоге, беспокойстве ума, головных болях, бессоннице, ухудшении памяти, неврологических болезнях, икоте, дисфагии, одышке.

2. Удана вата: расположена в горле и легких. Она движется вверх от диафрагмы к сердцу, горлу и мозгу. Дает энергию уму, пробуждает разум. Контролирует самовыражение. На физическом уровне эта субдоша контролирует то, что связано с речью. Через речевой центр мозга она также ответственна за память и мыслительный процесс, воспроизведение информации по памяти и способность к самовыражению. Она отвечает за зевоту и рвоту. Удана вата управляет функциями ядер черепно-мозговых нервов, шейного и верхнегрудных сегментов спинного мозга. В момент смерти именно удана вызывает разрыв между анатомическим (анна-шарира) и эфирным (прана-шарира) телами. Дисбаланс удана ваты проявляется в дефектах речи, сухом кашле, болезнях горла, тонзиллитах, заболеваниях ушей, а также отсутствии энергии и общей усталости. Если проглатывание еды – функция прана ваты, то отрыжка, икота и поперхивание – функция удана ваты.

3. Самана вата: расположена в желудке, двенадцатиперстной кишке и тонком кишечнике. Движется по кругу. Эта субдоша «разжигает» огонь пищеварения, так как расположена очень близко к джатхар агни – главному огню пищеварения. Контролирует движение пищи по пищеварительному тракту, и ритм перистальтики, систему рефлекторных механизмов, связанных с функционированием сфинктеров и управляет синтезом пищеварительных ферментов и желчевыводящей системы печени. Кроме того разделяет пищу на питательные вещества и отходы, превращает разум пищи в наше сознание. Самана – это точка встречи прана ваты и апаны ваты. Если самана вата слабая, то апана вата поднимается вверх, тем самым еще больше ослабляя первую. Дисбаланс самана ваты ведет к несварению, слишком быстрому или слишком медленному пищеварению, скоплению газов, поносу, нервным болям в желудке, неправильному усвоению питательных веществ и формированию ослабленных тканей.

4. Апана вата: расположена в толстом кишечнике и тазовых органах. Эта субдоша, направленная вниз, ответственна за удаление отходов из организма, а также, вне пищеварительного тракта, за сексуальную функцию, родовую деятельность и менструальный цикл. Кроме того апана вата отвечает за усвоение питательных веществ в толстом кишечнике и дает питание всем субдошам ваты. Прямая кишка считается ее основным местопребыванием и тем местом, откуда идут все нарушения ваты. Дисбаланс апана ваты вызывает запор, понос, скопление газов, кишечные судороги, колики, мочеполовые расстройства, менструальные боли, болезни простаты, сексуальные расстройства, расстройства родовой деятельности, боли в пояснице и мышечные спазмы.

5. Вьяна вата: расположена в сердце, нервной и циркуляторной системах, коже, суставах и движется от центра к периферии по всему телу. Эта субдоша правит циркуляцией в теле во всех ее аспектах, особенно сердечным ритмом, сокращением и расслаблением кровеносных сосудов и периферической циркуляцией. Вьяна вата поддерживает жизнь, оджас, отвечает за расу и ракту (о них мы будем говорить ниже). Она регулирует кровяное давление, потение, зевоту, движение суставов, моргание, речь и осязание, а также анус и репродуктивные органы. Дисбаланс вьяна ваты ведет к повышенному кровяному давлению, ослаблению циркуляции, сбоям сердечного ритма и стрессам, связанным с нервными расстройствами, тремору и нарушению движения в суставах.

СУБДОШИ ПИТТЫ

Само значение слова «питта», означающее «накал, разогрев, сожжение», помогает понять ее функции. Питта ответственна за обмен веществ и правит процессами, связанными с выделением тепла, в частности, пищеварением, а также остротой зрения и мышления. Вот соответствующее определение из Вагбхаты: «Питта обеспечивает телесный жар, активизирует зрение, вызывает аппетит и жажду, придает телу светимость, способствует интеллекту, мужеству и делает тело гибким».

Основы Аюрведы. Субдоши 3 ॐ Бутик ROSA

1. Пачака питта: расположена в желудке, двенадцатиперстной кишке и тонком кишечнике. Она ответственна за переваривание пищи и отделение питательных веществ от отходов, регулируёт «жар пищеварения», делая его быстрым или медленным, достаточным или слабым. Выражаясь языком современной медицины к пачака питте можно отнести ферменты пищеварительного тракта (пепсин, соляная кислота, трипсин, липаза, амилаза, лактаза) и другие биологически активные вещества, способствующие расщеплению пищи в желудке. Скверный запах во время очищения кишечника и неспособность правильно отделять питательные вещества от ненужных веществ могут быть причиной дисбаланса этой субдоши. К этой субдоше также принадлежит желчь, выделяемая печенью (в ее присутствии происходит активизация пищеварительного огня, ферментов поджелудочной железы и тонкого кишечника). Дисбаланс пачака питты ведет к изжоге, повышенной кислотности желудочного сока, язвам и нарушениям пищеварения.

2. Ранджака питта: расположена в печени, красных кровяных тельцах, двенадцатиперстной кишке и селезенке. Контролирует работу печени, желчеотделение, окрашивание различных субстанций в теле. Отвечает за производство красных кровяных телец, баланс биохимического состава крови и извлечение кровью питательных веществ. Присутствие ядов в теле от нечистой пищи, воздуха, алкоголя и табака – первичная причина дисбаланса этой субдоши. К ранджака питте относятся катаболические гормоны и ферменты, а также часть клеток и факторов иммунной системы (макрофаги, лейкоциты). Ранджака питта контролирует депо эритроцитов и обеспечивает окислительно-восстановительные процессы. Дисбаланс ранджака питты ведет к желтухе, анемии, различным расстройствам крови, жжению и вызывает такие эмоции, как, гнев и враждебность.

3. Садхака питта: расположена в сердце и мозге. Кроме контроля физиологических функций сердца, садхака питта создает сердечное довольство, а также хорошую память. Если у вас не хватает сердечной силы, чтобы идти навстречу вызову или принимать решения в трудную минуту, то наверняка эта субдоша у вас слаба. Кроме того садхака питта отвечает за осознание и «переваривание» мыслей, идей, планов. Контролирует мышление и понимание. Поддерживает сострадание, любовь, терпение, желание, свободу воли. Она всегда это делает вместе с прана ватой. Дисбаланс садхака питты ведет к сильному эго, желанию все контролировать, доминированию во всем, а так же потере памяти, эмоциональному беспокойству (печали, гневу, «сердечной» боли и нерешительности). Появляются шесть врагов ума: желание, гнев, зависть, заблуждение, невежество, жадность (ревность). Возможны психические расстройства. Также расстройства сердечной деятельности, но они в большей степени связаны с вьяна ватой и аваламбака капхой.

4. Алочака питта: расположена в глазах. Она определяет, насколько остро ваше зрение, соединяет глаза с другими органами чувств и правит сопутствующими эмоциями: например, человек может «ослепнуть» от гнева или иметь злой взгляд – в этом случае алочака питта раздражена. Будучи в равновесии, она дает ясный, острый взгляд и здоровые глаза. Теплый, довольный взор проявляет очень здоровую питту. В «Бхагавад Гите» есть такие строки: «В свете знания все действия превращаются в пепел. Когда свет излучается внутри, все кармы превращаются в пепел». Это об алочаке питте. Когда она полностью пробуждена, у человека проявляется внутреннее видение и открывается «третий глаз». Внутреннее зрение, оживленное внутренним разумом, является основой усвоения знаний и всего на субъективном уровне. Любое восприятие сохраняется во внутреннем видении. Оно сохраняет всю память на тонком уровне, давая ясность, свет, понимание. Дисбаланс алочака питты дает проблемы со зрением, глазные болезни, плохое внутренне видение.

5. Бхраджака питта: расположена в коже. Вместе с вата-дошей эта субдоша правит чувствительностью нашей кожи. Бхраджака питта обеспечивает защиту наружных покровов тела от внешних повреждающих факторов и продуктов неполного метаболизма, удаляемых через потовые и сальные железы. Эта субдоша также участвует в теплообмене, поддержании потока крови, усвоении солнечных лучей и питательных веществ из вне. Баланс этой субдоши дает чистую, здоровую кожу, излучающуюся здоровьем и сиянием. Дисбалас бхраджака питты дает высыпания, пигментации, веснушки, ожоги, а также различные кожные заболевания.

СУБДОШИ КАПХИ

Пять субдош капхи завершают рассмотрение пятнадцати телесных субдош. Поскольку ключевые функции капхи – это структура и влажность, то эти субдоши ответственны за то, чтобы все было надлежащим образом подогнано и увлажнено. «Влажные» органы чувств, вкус и обоняние, также управляются капхой.

Основы Аюрведы. Субдоши 4 ॐ Бутик ROSA

1. Кледака капха: расположена в желудке. Эта субдоша поддерживает влажность выстилающих покровов желудка и препятствует разрушению слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Желудок – важнейшее местопребывание капхи, и ее избыток в первую очередь сказывается на нем. В традиционной аюрведе избыток капхи выбрасывается рвотой. Равновесная кледака капха дает сильный, здоровый, хорошо увлажненный выстилающий покров желудка. Отвечает за увлажнение пищи и начальное ее переваривание. Дисбаланс кледака капхи вызывает неправильное пищеварение – обычно слишком медленное и тяжелое, предрасполагает к сахарному диабету.

2. Аваламбака капха: расположена в сердце, груди и пояснице. «Престол» капхи находится в грудной клетке, поэтому данная субдоша является главной из пяти. Аваламбака капха поддерживает силу груди, легких и спины, поэтому люди типа капха имеют обычно развитую верхнюю часть тела. Уравновешенная аваламбака капха дает сильную мускулатуру и защищает сердце. Ее дисбаланс вызывает кашель, хрипы, астму и сердечные болезни, связанные с респираторными нарушениями, сонливость, боли в грудном отделе позвоночника и пояснице. При этом люди типа Капха утрачивают свою обычную энергичность и неподверженность заболеваниям. Курение – злейший враг этой важнейшей субдоши.

3. Бодхака капха: расположена в языке, слюнных железах и горле. Эта субдоша правит восприятием вкуса и влажность ротовой полости. В отличие от западной медицины, аюрведа придает большое значение вкусу, как «поводырю» правильного питания и лечения. Но, у капхи «нет разума», поэтому вкус воспринимается через прана вату и садхака питту. Люди типа капха воспринимают мир в значительной мере через вкус и запах, и если они подавляют в себе правильное восприятие вкуса, то становятся «обжорами». Проблема начинается, если вы раздражаете вкусовые сосочки слишком много и слишком часто, или если они должны реагировать одновременно на несколько вкусов. Когда вкус притуплен, тело становится слишком уязвимым, и возникают другие проблемы, такие как ожирение, пищевые аллергии, высыхание слизистых оболочек и диабет. Бодхака капха также защищает рот от кислоты желудка, препятствуя любым воспалительным процессам в ротовой полости. Дисбаланс бодхака капхи выражается в несогласованной работе вкусовых сосочков и слюнных желез, а также извращении вкуса.

4. Тарпака капха: расположена в голове, носовых пазухах, спинномозговой жидкости и сердце. Надлежащая увлажненность носа, рта и глаз защищает эти органы восприятия, а достаточность спинномозговой жидкости жизненно важна для центральной нервной системы. Все эти функции контролирует тарпака капха. Выходя из равновесия, эта субдоша сгущается или становится чрезмерно текучей – две противоположных проблемы слизистых оболочек носа. Управляет эмоциями, памятью, переживанием счастья, вдохновения и умиротворения. Дисбаланс тарпака капхи ведет к воспалению носовых слизистых оболочек, сенной лихорадке, головным болям, связанным с носовыми пазухами, неправильному восприятию запахов, общему притуплению восприятия и умственным расстройствам, а также тугости в шее и плечах, артриту позвоночного столба, спондилиту, менингиту, болезни Альцгеймера.

5. Шлешака капха: расположена в суставах. Посредством этой субдоши, единственной, не имеющей одного места расположения, капха доша уплавляет смазкой суставов. Большинство нарушений капхи происходят в груди, поднимаясь оттуда в голову. Основное исключение из этого правила – боли в суставах, которые проявиться везде в теле. Слишком много ваты в суставах сушит их, порождая артрит. Слишком много питты «воспламеняет» их, создавая симптомы ревматизма. Избыток капхи создает «разболтанные» или водяночные суставы. Кроме того шлешака капха умасливает и питает все тело, включая межклеточное пространство или «промежутки». Дисбаланс шлешака капхи дает водянку суставов и различные суставные заболевания.

Продолжение следует…

Цикл публикаций Юрия Авраменко об Аюрведе.

Оригинальная статья на Facebook.

Читайте предыдущие статьи Юрия Авраменко в нашем блоге.

Основы Аюрведы. Теория трех дош 5 ॐ Бутик ROSA

1,685 просмотров всего, 8 просмотров сегодня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *