Основы Аюрведы. Качества дош.

Основы Аюрведы. Качества дош. ॐ Бутик ROSA
Основы Аюрведы. Качества дош.
5 (100%) 2 голосов

ОСНОВЫ АЮРВЕДЫ. КАЧЕСТВА ДОШ.

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Сегодня я предлагаю вам вторую часть предыдущей темы: теория трех дош. Начинаем!

Качества дош:

  • Вата: сухая, холодная, легкая, изменчивая, тонкая, жесткая, непостоянная, грубая, быстрая.
  • Питта: горячая, острая, легкая, влажная, слегка маслянистая, текучая, кислая, энергичная, чистая.
  • Капха: тяжелая, холодная, маслянистая, сладкая, спокойная, мягкая, медленная, липкая, стабильная, гладкая.

Эти свойства постоянны и содержательны по своей природе, независимо от того рассматриваем ли мы их как свойства Мира в целом, отдельного организма или его органической части. К примеру, сердце быстрое и пульсирующее, значит, оно проявляет свойства ваты. Пищеварение и обмен веществ порождают тепло, следовательно, они проявляют свойства питты. Слизистые оболочки мягкие и липкие — они проявляют свойства капхи.

При всех кажущихся различиях в качествах дош, есть такие, которые их объединяют. Так вату и питту объединяет легкость. Питту и капху – маслянистость, с той лишь разницей, что питта слегка маслянистая. И, казалось бы, совершенно различные по качествам вату и капху объединяет холод. Но, холод ваты сухой и подвижный, представить который мы можем как холод зимнего морозного ветра. Холод же капхи влажный и неподвижный, как холод весеннего утреннего тумана или холод мокрой холодной тряпки, лежащей в ванной комнате.

Основы Аюрведы. Качества дош. Вата-доша

Характерные признаки вата-доши:

  • Холод — холодные руки и ноги, непереносимость холодного климата;
  • Подвижность — управляет хорошей или плохой циркуляцией жидкостей в теле, в зависимости от своей уравновешенности. Избыточная вата дает гипертонию, сбои сердечного ритма, мышечные спазмы и боли в спине. Нервный пронзительный взгляд — признак несбалансированной Ваты;
  • Быстрота — со многими сопутствующими характеристиками: быстрое усвоение и забвение информации, плохая долговременная память, хорошо развитое воображение и ночные кошмары, перемены настроения, импульсивность и пугливость; быстрая речь;
  • Сухость — сухая кожа, сухие и обвисшие волосы, погасшие глаза, пониженное потоотделение. Кожа может трескаться, есть подверженность псориазу и экземе;
  • Жесткость — грубая кожа и жесткие волосы.

Основы Аюрведы. Качества дош. Питта-доша

Характерные признаки питта-доши:

  • Тепло — имеет горячую кожу, румянец, жар и различные проявления чрезмерно активного обмена веществ — жар в желудке, печени, кишечнике и др. Люди типа питта предпочитают холодную пищу и напитки, умеряющие их внутренний жар;
  • Острота – острый ум и речь; однако, чрезмерная язвительность вызывает повышенную кислотность желудочного сока;
  • Влажность — избыточное потение и горячие, влажные ладони. Избыточный собственный жар и влажность определяет трудную переносимость для питты жаркой и влажной погоды;
  • Кислый запах – источник неприятного запаха тела и рта, а также мочи и фекалий.

Основы Аюрведы. Качества дош. Капха-доша

Характерные признаки капха-доши:

  • Тяжесть — любая тяжелая болезнь свидетельствует о серьезном дисбалансе капхи, будь то навязчивые идеи, трудности с пищеварением или тяжелая депрессия.
  • Склонность к сладкому — ведущая к набору веса и диабету в случае, если в теле скапливается чрезмерная сладость.
  • Стабильность — люди типа капха неизменно поглощены собой. Телесные процессы у них не доходят до крайностей; стабильная природа капхи не нуждается во внешней стимуляции, в противовес вате и питте. Они остаются спокойными, когда люди другого типа приходят в дисбаланс.
  • Мягкость — проявляющаяся во множестве свойств, таких, как мягкая кожа и волосы, мягкость в поведении, нежный взгляд и нетребовательность в большинстве жизненных ситуаций.
  • Замедленность — выражающаяся в медлительных текучих движениях, медленном мышлении и речи.

Сухость, жар и тяжесть — три важнейших качества для трех дош. Когда что-либо проявляет сухость – значит, возрастает уровень ваты, будь то сухой климат, иссушающий осенний ветер или сухая пища (попкорн, крекеры, чипсы, курага). Если ваша кожа или слизистые оболочки пересыхают, то наверняка ваша Вата усиливается и склонна выйти из равновесия.

Все, что горячо — усиливает питту. Горячий июльский день, горячая ванна или горячие эмоции, такие как гнев или страстное сексуальное желание, имеют это качество. Любые жгучие ощущения в организме (в желудке, кишечнике или прямой кишке), или когда ваши щеки начинают гореть, означают, усиление питты. Эта энергия имеет не столь тонкое и проникающее качество, как у ваты; она, скорее, более резкая и агрессивная.

Тяжесть усиливает капху: чрезмерный сон, особенно дневной, переедание, особенно на ночь, апатия, леность и безделье. Если вы испытываете тяжесть в теле, в голове и мыслях, то наверняка ваша капха склонна к дисбалансу.

Считается, что из-за своего качества подвижности, вата является «королевой» и возглавляет две другие доши. Питта и капха считаются «неполноценными», так как они не могут двигаться самостоятельно. Вата очень подвижна и непостоянна, и поэтому склонна к обострению. Результатом этого является один из основных путей, которыми доши вызывают болезнь. Они становятся смещенными со своих естественных мест в физиологии. Обостренная вата может привести к обострению и смещению других дош: такова ее роль лидера, или «королевы», дош. Вот почему обострение ваты с намного большей вероятностью вызовет болезнь, чем обострение других дош. Классические тексты связывают около 80 типов заболеваний с ватой, 40 — с питтой и 20 — с очень стабильной капхой.

Признаки уравновешенных дош:

  • Вата: радостное настроение, живость, внимательность, нормальное формирование тканей, нормальные выделительные процессы, крепкий сон.
  • Питта: удовлетворенность, храбрость, достоинство, проницательность, ясный ум, нормальные механизмы температуры и жажды, хорошее пищеварение, прекрасный цвет лица.
  • Капха: любвеобильность, щедрость, умственная стабильность, нормальное состояние суставов, мышечная сила, жизнеспособность.

В балансе дош важнейшее значение имеет закон подобия и противоположности. Основной принцип здесь состоит в том, что подобные (саманйа) факторы становятся причиной увеличения или усиления доши, а противоположные (вишеша) факторы — причиной ее снижения или ослабления. Вата, например, может быть снижена чем-то теплым и влажным, то есть тем, что обладает противоположными ей качествами, в то время как питту уменьшили бы, кроме всего прочего, охлаждающие факторы. При заболеваниях ваты, подобных болям в нижней части спины, можно использовать, кроме других методов, влажный теплый компресс на спину для снижения холодной, сухой ваты. При проблемах питты, таких как повышенная кислотность желудочного сока, следует избегать горячей острой пищи и использовать другие снижающие питту методы лечения. Капху можно снизить сухостью, подвижностью и достаточной мотивацией. При проблемах капхи, таких как гайморит, следует избегать сладкой и соленой пищи и использовать местно сухое тепло, например, имбирь.

Признаки неуравновешенных дош:

  • Вата: сухая или грубая кожа, бессонница, запор, общая усталость (без специфических причин), головные боли, вызванные напряжением, непереносимость холода, дегенеративный артрит, пониженная масса тела, тревожность, беспокойство.
  • Питта: высыпания, воспалительные заболевания кожи, воспалительная болезнь кишечника, проблемы со зрением, пептические язвы, изжога, избыточное тепловыделение, преждевременное поседение или облысение, враждебность, раздражительность.
  • Капха: жирная кожа, чрезмерный сон, апатичность, умственная вялость, медленное пищеварение, закупорка синусов, аллергический ринит, астма, кисты и другие новообразования, ожирение.

Но вернемся еще раз к первоэлементам. Как же мудрецы аюрведы узнали, что вата — сухая, питта — горячая, а капха — тяжелая? Ответ звучит завораживающе, поскольку он позволяет проникнуть в глубинные тайны природы. Вата, питта и капха — фундаментальные принципы человеческого тела, и, в этом качестве, они абстрактны. Однако когда они воплощаются в форму крови, костей, тканей, сердечных пульсаций и вдохов — в этом смысле они вполне материальны. Это законы природы.

Сама идея того, что все видимое нами в природе — звезды, деревья, львы и розы — по сути, трансцендентны, поначалу кажется чуждой нашему уму. Однако когда Эйнштейн открыл формулу Е = МС2 установив, что материя — всего лишь одна и форм энергии, идея «нематериальности» Природы постепенно стала достоянием умов.

Западные ученые рассматривают природу как состоящую из двух, абстрактных понятий — энергии и материи. При этом энергия более абстрактна, чем материя, и более способна перемещаться возрастать и убывать, а также накапливаться (к примеру, в электрических батареях). Аюрведа согласна с этими двумя уровнями абстрактности, поскольку они согласуются с данными органов чувств, но видит их немного под иным углом. Первый уровень она рассматривает как взаимодействие трех дош; второй — как незыблемый набор принципов, именуемых пятью первоэлементами. Пять первоэлементов соединяют в себе свойства энергии и материи. Они расположены в порядке «от более тонкого к более грубому».

Теперь взаимосвязь между дисбалансом ваты и холодной, ветреной погодой становится яснее, «воздушная» доша, и слишком много воздуха, в виде ветра несет в себе ее переизбыток. Типичный человек ваты зачастую жалуется на скопление газов в кишечнике, что показывает еще иную взаимосвязь Ваты и воздушной стихии. Воздух — столь же тонкая, проникновенная и легкая стихия, как и сама вата-доша. Человеку типа питта, как правило, всегда жарко; он проявляет свой огонь и воду, обильно потея. Стихия огня столь же агрессивна, энергична и подвижна, как и сама питта. Человек типа капха обычно приземлен и склонен страдать от кашля, насморка и простуды, что напрямую связано с переизбытком стихии воды. К тому же вместе вода и земля дают липкую грязь, полутвердую и полужидкую, в чем появляется сущность капха-доши.

Первоэлемент пространство (акаша) кажущийся чуждым в этой компании земных стихий, играет особую роль в аюрведической системе, поскольку способствует проявлению звука (нуждающегося в нем, чтобы распространяться). Звук — первооснова всех существующих вещей. Согласно аюрведе, источник всего — проявленный звук подобно грому и более тонким многочисленным вибрациям.

Каждую из двадцати гун (качеств) можно исследовать с помощью всех пяти органов чувств — зрением, вкусом, обонянием, слухом и осязанием. Это никак нельзя отнести к способу мировосприятия, предлагаемому западной наукой: можете ли вы ощутить на вкус или увидеть все эти аминокислоты, гормоны, нервные окончания и другие краеугольные камни, исследуемые западной медициной? Кто из ваших знакомых может разъяснить, к примеру, основные свойства инсулина? Но вы за час можете изучить свойства и проявления капхи-доши, ответственной за выработку инсулина в нашем организме.

Продолжение следует…

Цикл публикаций Юрия Авраменко об Аюрведе.
Оригинальная статья на Facebook.
Читайте предыдущие статьи Юрия Авраменко в нашем блоге.

Основы Аюрведы. Теория трех дош 5 ॐ Бутик ROSA

233 просмотров, 3 сегодня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *