Возникновение и формирование болезни с позиции аюрведы. Часть 1.

Возникновение и формирование болезни. Часть 1. ॐ Бутик ROSA
5/54 голосов

2,252 просмотров, 5 сегодня

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ БОЛЕЗНИ С ПОЗИЦИИ АЮРВЕДЫ. ЧАСТЬ 1.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я начинаю новую важную тему: Возникновение и формирование болезни с позиции аюрведы. Рассмотрим ее первую часть.

Почему человек заболевает? Современная медицина достигла огромных успехов в определении непосредственных причин болезней: микроорганизмы, токсины, гены. Но, удовлетворяет ли нас полностью этот уровень этиологии? Многие люди, подвергающиеся воздействию микроорганизмов, вызывающих респираторные болезни или грипп, заболевают, а другие при тех же условиях остаются здоровыми. Большинство людей, испытывающих влияние канцерогенных веществ, не заболевают раком. Некоторые заболевшие раком выздоравливают. Некоторые из ВИЧ-инфицированных никогда не заболевают СПИДом. Понимание того, почему патогенный фактор не становится для некоторых людей причиной болезни, является следующей крепостью в войне против заболеваний. Это именно та крепость, которой аюрведическая этиология всегда владела.

Древние аюрведические тексты и традиции всегда уделяли внимание факторам поведения, диеты, мышления и чувств, создающих у человека восприимчивость к болезням.
Если мы представим болезнь как вредный сорняк, то западная медицина сосредоточена на обнаружении и уничтожении сорняков с помощью гербицидов. Аюрведа уделяет основное внимание поддержанию невосприимчивости почвы к сорнякам, чтобы они не смогли укорениться и разрастись. Если вспомнить о том, что семена болезней, или патогенные факторы, всегда присутствуют в изобилии и, что у микроорганизмов вырабатывается резистентность к химическим веществам, которые мы привыкли использовать в борьбе с ними, то подход аюрведы кажется своевременным и полным здравого смысла.

Аюрведическая традиция указывает на единственную первопричину болезни, основной фактор, вызывающий особую восприимчивость человека к болезни, – это prajnaparadha – «нарушение против мудрости» или ошибка интеллекта.

Тело человека рассматривается, в этом специфическом смысле, как выражение Единого Поля чистого абстрактного разума или Сознания. Это Единое Поле является обителью всех законов природы. Поэтому оживление нашей сознательной связи с этим полем имеет исцеляющее и поддерживающее здоровье влияние на наше тело. Оно восстанавливает порядок, структуру, которая должна доминировать в здоровом теле. Тело воспринимается, в сущности, не столько как материя, сколько как последовательно развивающаяся структура разума.

Но, как эта последовательность может быть нарушена? Иначе говоря, как мы теряем «память» о нашей связи с Единым Полем? Интеллект теряется в сложном, вечно меняющемся видении мира. Но проблема состоит не в появлении многообразия этого мира. И не в проявлении чистого сознания в материю. Скорее всего, она состоит в забвении лежащего в основе Единого Поля во время наслаждения материальным выражением мира, что и составляет «ошибку интеллекта». Наше наслаждение и вовлечение в многообразие не являются сами по себе проблемой, но становятся ею, когда забыто единство человека с Единым Полем.

Эта «потеря памяти» приводит к ошибочным суждениям о том, как действовать в отношении здоровья и других областей жизни, то есть, к действиям, не находящимся в согласии с естественным законом. Человек делает свой выбор, принимая во внимание, только пять чувств, а не всю целостность жизни. Он может, например, выбрать очень нездоровую пищу, или очень тяжело работать и пренебрегать собственным сном, или каким-то другим образом позволять себе поведение, которое способствует болезни. Это также ведет к утрате правильной последовательности выражения естественного закона в теле. Поэтому ошибка интеллекта – это основа этиологии всех болезней. Она одновременно предрасполагает человека к выбору образа жизни, разрушающего здоровье, и нарушает выражение разума природы в теле.

Когда, напротив, «prajnaparadha» преодолена, это становится основой всего лечения и значительно улучшает жизнь во многих отношениях. Самым первым шагом в развитии болезни, говорит аюрведа, является изменение глубокого внутреннего осознания. Поэтому первым шагом лечения должно быть изменение в той же сфере – в сфере осознания. Еще раз повторим, что здесь «интеллект» не означает умственные способности, измеряемые тестами IQ. Интеллект – это основа нашего различения между нами самими и всем остальным. В результате «ошибки», сделанной на этом уровне, наше существование становится отрезанным от нашей собственной глубочайшей сущности. Интеллект, очарованный материальными проявлениями сознания, забывает свой источник – лежащее в основе единство с Единым Полем. Человек начинает делать выбор, основываясь на чувственном восприятии, а не на целостности жизни, и избирает нездоровые способы мышления и поведения. Поэтому ошибка интеллекта приводит к ошибкам в поведении, в диете, в ежедневном и сезонном распорядке и т.д.

«Рrajnaparadha» имеет два дополнительных проявления, которые также могут считаться основными причинами болезней:

1. Аsatmyaendriyartha samyoga или неправильный контакт органов чувств с их объектами. Это объясняет современные попытки понять влияние эмоций на здоровье. На примере слуха, такой контакт мог бы означать резкие, неприятные или разрушающие эмоциональное равновесие слова, а также слишком громкие звуки (подобные тем, что могут вызвать глухоту или шум в ушах). В отношении зрения он может означать пристальное рассматривание солнца или жизнь при слишком малой зимней освещенности (для людей с синдромом аффективного сезонного расстройства). А также наблюдение эмоционально расстраивающих или шокирующих предметов. Это может добавить новый, психофизиологический элемент к современным дискуссиям о влиянии телевидения и фильмов на детей и взрослых. Подобный подход применяется в отношении остальных органов действия и восприятия.

2. Kala parinama – это проявление «ошибки интеллекта» связано с влиянием времени, включая неправильный ежедневный и сезонный распорядок, а также несоответствующие сезону погодные условия, такие как снег в июне или жару в январе.

Под влиянием этих двух основных причин болезней возникают ошибки в трех сферах: диета, режим и умственная активность. Ошибка интеллекта приводит к возникновению причин дисбалансов не только дош, но и тканей, пищеварительного огня, отходов тела, каналов циркуляции, оджаса. Ошибка интеллекта возникает тогда, когда ум отделяется от сознания. Тогда он подчиняется чувствам и, как следствие, все действия контролируются чувствами. Это и ведет к ошибке интеллекта, снижению саттвы, повышению раджаса и тамаса. Ум воспринимает различия, которых не существует: – «Dhee driti smriti vibramshansth» – интеллект теряет память и ошибается.

Развитие ошибки интеллекта:

1. Атма (индивидуальное “я”) встречает препятствия когда «я» не осознает себя полностью. Эта потеря самообращенной природы – основа ошибки интеллекта (неправильная диета, поведение, решения и действия).
2. Как результат совершается ошибка, что ведет к нарушению коммуникаций.
3. Реальная природа и пробужденность внутреннего «я» затемняется. Это препятствует полному выражению внутреннего разума. Наше эго (аханкара), как лампа у двери, – это качество различения и принятия решений. Затемнение мешает этим качествам эго.
4. По мере уплотнения и затемнения неупорядоченность коммуникаций начинает усиливаться и распространяться. Дисбаланс продолжает формироваться при каждой передачи информации.
5. Неправильная информация ведет к локализации и блокировке физиологии; в такие места сознание не попадает. Оно начинает миновать эти участки. Как результат эти участки все больше и больше блокируются и дисбаланс усиливается.
6. Клетки продолжают терять свою память о своей вечной и бесконечной природе. Они теряют из вида природный закон. Клетки теряют свое предназначение (дхарму) и действуют вне согласии с телом. Они также несут опасность соседним клеткам и даже своему собственному существованию.

Например, человек, идущий в винный магазин совершает «ошибку» сам, но он ведет с собой и друга. Так же и клетки, «потерявшие память» и совершающие «ошибку», вовлекают в эту «ошибку» и другие клетки. Ошибку интеллекта убирает практика проживания чистого сознания (медитация). Это дает знание, а знание «открывает глаза» – gyan netra (глаза знаний) для устранения ошибки интеллекта.

Продолжение следует…

Интервью с доктором Аюрведы - Юрием Михайловичем Авраменко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *