Основы Аюрведы. Махабхута — пять первоэлементов Вселенной.

Основы Аюрведы. Махабхута - пять первоэлементов Вселенной.

ОСНОВЫ АЮРВЕДЫ. МАХАБХУТА — ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ ВСЕЛЕННОЙ.

Здравствуйте, уважаемые друзья! Продолжаем изучать аюрведу и сегодня поговорим о первоэлементах.

Ведическая наука говорит о том, что вся органическая и неорганическая материя Вселенной основана на пяти первоэлементах или махабхутах. Вот эти первоэлементы: акаша (пространство), вайю (ветер), агни (огонь), джала (вода) и притхви (земля), последовательно берущих свое начало в Едином Поле Чистого Сознания. Откуда же взялись эти первичные «камешки» Мироздания? В начале мира существовало непроявленное состояние Чистого Сознания. Именно из этого состояния Чистого Сознания проявились тонкие вибрации в виде беззвучного звука аум. Из этой вибрации Единого Поля возникла стихия пространства, первого из пяти первоэлементов. Затем последовательно друг из друга проявились оставшиеся четыре первоэлемента. Так поле разума трансформируется в поле материи. Внутри каждого из этих великих элементов находится сознание (самхита или единство), а сами элементы являются выражением этого сознания (риши, девата, чхандас — разнообразие). У выраженных махабхут есть качества, которые могут меняться и разрушаться. Сознание же не разрушается никогда, оно вечно. Ни один первоэлемент никогда не встречается в природе в чистом виде, наоборот — он всегда смешан с частицами других элементов. Например, если вещество состоит из элемента воды, то не более чем на половину вещество состоит из частиц воды, а на половину из остальных первоэлементов. И человек основан на этих великих первоэлементах, и управляется теми же силами, которым подчинен весь мир. Тело человека, согласно «Чарака Самхита», — это концентрация разумной силы, а каждая клетка тела – это частица вселенского сознания, связанная со всеми другими частицами. Именно это позволяет человеку сознательно поддерживать свое здоровье. Однако, наше «я» не идентично нашему телу. Подобно тому, как Вселенная состоит из бесчисленных частей, из бесчисленных частей состоит и тело человека.

Рассмотрим подробно эти первоэлементы.

Безграничный Разум может быть представлен в границах только пространством, оно более всего может описать по своим качествам его качество всецелостности, вечности и неизменности. Так проявляется первый камешек Мироздания – акаша (пространство). Это Чистое Сознание — основа материального мира. Его проявление предполагает поэтапное, эволюционное развертывание творения. Далее Чистое Сознание проявляет качество движения – вайю (ветер). Так из пространства рождается воздух, являясь его движением. Это движение имеет направление и силу. Так Чистое Сознание проявляет принцип трансформации — из воздуха рождается агни (огонь). Этот принцип трансформации проявляет себя уже более конкретным первоэлементом, чем пространство и воздух. Но, для построения объективного мира этого не достаточно, и Чистое Сознание проявляет качество плотности но, пока, в качестве текучести. Так из огня проявляется джала (вода). И завершается вся эта великая игра проявлением качества стабильности. Мироздание все больше и больше конкретизируется. Так из Воды проявляется притхви (земля).

Это квантование материи, или махабхуты — первоэлементы проявленного Мироздания. Так из пустоты рождается все. Очевидно, что в основе материи лежит последовательное развитие из первичных качеств Чистого Сознания – Риши, Девата и Чхандас и духовных качеств – Саттвы, Раджаса и Тамаса в качества материального мира – Вату, Питту и Капху. Вывод прост и очевиден — сознание первично, а материя вторична. Беря начало в Едином Поле Чистого Сознания, пять первоэлементов образуют весь материальный мир, присутствуя в каждом аспекте Мироздания.

Великий Сушрута так описывает эту божественную игру: «Воздух, двигаясь в природе нормально, постоянно поддерживает землю и огонь, движет Солнце, Луну, звезды и планеты, образует облака и дожди, дает начало потокам, производит цветы и плоды, распространяет семена и укрепляет деревья, … производит смену времен года, удаляет излишки влаги, обуславливает поглощение и трансформацию. Но когда его нормальное движение нарушается, ветер срывает вершины гор, ломает деревья, вздымает в океан гигантские волны, вызывает наводнения, землетрясения, грозы, слишком обильную росу, смешение времен года и гибель посевов… Положительные факторы сменяются отрицательными, нарушается порядок взаимодействия облаков, солнца, огня и ветра, что влечет за собой конец четырех эпох» (Сушрута Сутрастхана, 12.8).

Пять первоэлементов присутствуют в каждой клеточке человеческого тела, у них своя форма, а также своя область тканей и органов. Каждому органу соответствует орган восприятия и действия. Все полости и пространства в теле: рот, нос, легкие, пищеварительный канал, легкие, клетки – есть выражение элемента пространства. Пространство – это место, где путешествует звук, в этом случае слух связан с пространством, а ухо – соответствующий ему орган. Там, где есть пространство, всегда есть сознание. Самое главное пространство – межклеточное. Оно называется промежутком. Именно здесь находится Чистое Сознание. Здесь происходит передача информации между клетками. Чистота промежутков поддерживает чистоту сознания. Если промежутки загрязнены, то информация не передается полностью, что ведет к загрязнению сознания и невежеству. Доминирующие качества пространства: легкость, ясность, мягкость, тонкость, гладкость.

Ветер – это пространство в движении, он отвечает за все движения в теле: дыхание, пищеварение, циркуляцию, обмен на клеточном уровне и за все, что движется. Воздух – элемент, связанный с ощущением, его орган восприятия – кожа, а орган действия – рука. Доминирующие качества воздуха: сухость, холод, подвижность, изменчивость, легкость.

В солнечной системе огонь и свет идут от Солнца, в теле человека теплоту создают метаболические процессы. Огонь отвечает за переваривание пищи, температуру тела, за деятельность ферментов и микроорганизмов. Это свет и цвет, а глаз – тот орган, который ему соответствует. Вот почему изжога, как и горящий взгляд, блестящий ум – все это области огня. Огонь находится везде, где есть трансформация. Самое главное место огня – промежутки, где происходит трансформация при передаче информации. Доминирующие качества огня: жар, острота, легкость, тонкость, чистота.

Повсюду в организме есть вода: она в крови, секрециях, слизи, плазме и цитоплазме. Без воды нет жизни, без воды сухой язык не ощущает вкуса. Без воды происходит иссушение, сжатие и уменьшение пространства, а значит сознания. Доминирующие качества воды: влажность,
маслянистость, холод, мягкость, тяжесть, липкость, тупость.

Земля – это плотный и стабильный элемент. В теле она создает структуру костей, хрящей, ногтей, мышц, сухожилий, кожи и волос. С землей связано обоняние, и его орган — нос. Земля содержит в себе все предыдущие элементы: пространство, воздух, огонь и воду. Основная функция – поддержание, возрождение, репродукция. Доминирующие качества земли: грубость, жесткость, плотность, твердость, тяжесть, стабильность.

Пространство и воздух движутся в разные стороны, огонь – вверх, а в присутствии ветра – в стороны. Вода движется только вниз, а земля не обладает движением, так как это стабильный первоэлемент.

Продолжение следует…

Цикл публикаций Юрия Авраменко об Аюрведе. Оригинальная статья на Facebook.

Читайте предыдущие статьи Юрия Авраменко в нашем блоге.

osnovy-ayurvedy-chast_1-2

338 просмотров, 4 просмотров сегодня

Основы Аюрведы. Махабхута — пять первоэлементов Вселенной.
5 (100%) 8 голосов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *