Сверх-сладкое вещество: алкоголь с позиции аюрведы

Сверх-сладкое вещество: алкоголь с позиции аюрведы | ROSA
5/52 голосов

1,622 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

СВЕРХ-СЛАДКОЕ ВЕЩЕСТВО: АЛКОГОЛЬ С ПОЗИЦИИ АЮРВЕДЫ.

Дорогие друзья, сегодня поговорим об алкоголе с позиции аюрведы.

АЮРВЕДА И АЛКОГОЛЬ

Начнем с предмета разговора. Что такое алкоголь? Аюрведа говорит о том, что алкоголь представляет собой вид «сверх-сладкого» вещества, которое в процессе обмена веществ переваривается пищеварительным огнем так же, как и сахар. Сладкий вкус, который дает алкоголь, приносит огромное удовлетворение эго или самосознанию человека (ахамкара). Люди, для которых получаемая от алкоголя сладость превосходит все другие формы сладкого, постепенно попадают в зависимость и упорно не желают отказываться от него.

Для того чтобы понять отношение аюрведы к алкоголю, нужно вспомнить одно из определений этой древней науки: «наука о причинах, способствующих продлению жизни, и о причинах, способствующих сокращению жизни». Алкоголь здесь ничем особым не выделяется, так как есть достаточно много других причин, которые делают нашу жизнь более короткой. Более того в аюрведе используются препараты, которые называются «асавы и аришты». Это аюрведические вина, которые получают путем ферментации и сбраживания трав. Аюрведа использует алкоголь в качестве анупаны – вспомогательного вещества, помогающего лекарству достичь определенных органов и тканей.

Когда же речь идет о сознательном опьянении, то аюрведа беспристрастно утверждает, что это движение человека к сокращению жизни. Ведическое знание призывает не привязываться к плодам своей деятельности. Когда человек практикует такой способ жизни, то стрессов в его жизни становится гораздо меньше. Меньше напряжения, а значит и меньше поводов для расслабления с помощью алкоголя.

Алкогольная зависимость представляет собой форму зависимости, при которой нарушаются все три доши. Из-за своих горячих, возбуждающих и текучих качеств, резко выраженного вкуса и запаха, алкоголь возбуждает питту и капху, которые затем создают препятствия свободному движению ваты. Поздние стадии пристрастия к алкоголю имеют природу чистой ваты: нетвердая походка, пустой взгляд, многословная и бессмысленная речь, резкие колебания настроения, галлюцинации. Все эти симптомы отражают глубокие умственные и физические дисбалансы как результат неустойчивости расстроенной ваты. Даже если человек страдает не явной зависимостью от алкоголя, для того чтобы избавиться от этого, ему нужно сначала успокоить вату и только потом вернуть в норму питту и капху.

В больших количествах алкоголь затуманивает разум и отравляет тело, вызывая со временем жесткую зависимость. Что бы человек не пил, печень и почки должны работать более интенсивно, чтобы переработать алкоголь. В результате постоянного злоупотребления тело теряет способность эффективно избавляться от ядов, что приводит к медленному и тяжелому отравлению. Алкоголь нужно употреблять осторожно, как и любой продукт, вызывающий зависимость. Люди вата-конституции очень чувствительны к алкоголю, поэтому важно знать меру. Люди питта конституции особенно легко возбуждаются алкоголем, ведь он горячий по своей природе. Люди капха конституции наиболее устойчивы к алкоголю.

Небольшие количества красного вина могут стимулировать пищеварительный огонь и улучшать циркуляцию крови. Также изначально алкоголь стимулирует органы чувств и опорно-двигательный аппарат, создавая временный раджастический эффект. Затем это состояние притупляется, что и приводит к выраженному тамастическому эффекту. Ступор и «похмельный» синдром, характерные для выпившего человека – примеры абсолютного тамаса тела и души.
Современная статистика говорит, что сегодня около десяти процентов людей, употребляющих алкоголь, становятся алкоголиками. Алкоголизм не привычка, а болезнь. Привычка контролируется сознанием, от нее можно избавиться. Пристрастие к алкоголю преодолеть сложнее из-за отравления организма.

Посмотрим, что говорит традиционный аюрведический труд Чарака Самхита об алкоголе и лечении алкоголизма (Мадатьяя Чикитса) в повествовании Атрея Бхагаван.

Стихи 11-12

Следует соблюдать следующие правила перед употреблением алкоголя:

  • Прежде, чем выпить алкоголь, человек должен следовать надлежащим ритуалами (Samskara), и гигиене (Shuchi);
  • Следует нанести приятный аромат и иметь приятное расположение духа;
  • Надо одеть чистую одежду и следовать ритуалам, соответствующим сезону;
  • Надо носить гирлянды из цветов, драгоценности и украшения;
  • Следует вознести молитву Богам и Двиджам или «дважды родившимся» (брахманы, кшатрии и вайшьи);
  • Следует коснуться благоприятных объектов (алтарь, книги и т.п.);
  • Следует принимать алкоголь в проветриваемом помещении, которое окружено деревьями с цветами, которые очень нравятся влюбленным, с очень приятным ароматом, сидя на широких кроватях с удобными подушками;
  • Человеку, удобно сидящему или лежащему, в вышеописанном месте, должен пить алкоголь, подаваемый ему в бокале сделанного из золота, серебряного или дорогостоящего камня, или в других чистых и хорошо подготовленных сосудах;
  • Выпивая алкоголь, следует закусывать восхитительными закусками такими как фрукты, зелень, которые подходят к типу алкоголя и сезону;
  • Наряду с алкоголем, следует принимать различные типы жареного мяса, приготовленных из животных и птиц, обитающих в воде и небе, также другие различные типы еды, приготовленных опытными поварами;
  • Перед питьем он должен вознести молитву за богов и просить их благословений;
  • Прежде чем пить самому, следует полить немного алкоголя с водой на землю для нуждающихся в этом тонких сущностей, приведений и духов (Чанди, Якши и т.п.).

Стихи 21-25

Особенности употребления для различных типов людей.

Вата-конституции следует принимать алкоголь после:

  • Abhyanga – массаж;
  • Utsadana – промасливание;
  • Snana – ванна;
  • Dhupana – курение;
  • Snigdha Anu lepana – применение мазей;
  • После еды, которая является маслянистой и горячей.

Питта-конституции следует принимать алкоголь после холодных, сладких и маслянистых блюд.
Капха-конституции следует принимать алкоголь после горячих блюд, наряду с пищей, приготовленной из ячменя (перловки), пшеницы и мяса животных, населяющих засушливые местности, с добавлением черного перца.

Правила, описанные выше, предназначаются для богатых людей или для тех, кто собирается достичь богатства (в ближайшем будущем). Однако пить алкоголь полезно для них только тогда, когда выполнены соответствующие предварительные процедуры, и пить следует в надлежащем количестве. Для людей конституции вата полезен алкоголь из тростникового сахара и пшеницы. Для капхи из меда. Для питты из винограда.

Стихи 26-28

Хорошие и плохие стороны алкоголя.

Алкогольные напитки готовятся из различных компонентов, соответственно у них есть различные качества и эффект, они опьяняющие по природе. Поэтому, они имеют и полезные и неблагоприятное свойства для организма. Если алкоголь употребляется в правильном количестве, в подходящее время, в хорошем настроении, то алкоголь действует как божественный нектар. Если, человек пьет, любой доступный алкоголь (не рассматривая его уместность), в избыточном количестве, и, если его тело обессилено из-за физических нагрузок, в этом случае алкоголь будет ядом.

Стихи 29-36

Алкоголь разрушает Оджас (вещество счастья, суть жизни).

Алкоголь, достигая Hrdaya (сердце) разрушает 10 качеств Ojas (суть жизненной силы, расположенный в сердце), давая начало умственным нарушениям.

Мадйя Даша Гуна – 10 качеств алкоголя:

Laghu – облегчает пищеварение – легкость
Ushna – горячий
Tikshna – острый
Sukshma – тонкий
Amla – кислый
Vyavayi – высокое проникновение в ткани, текучесть
Ashuga – быстрота, стремительность
Rooksha – сухость
Vikasi – неудержимое распространение (по организму)
Vishada – (не – слизистость).

10 качеств Ojas

Guru – тяжесть
Sita – холод
Mrudu – мягкость
Slaksna – гладкость
Bahala – плотность
Madhura – сладость
Sthira – стабильность
Passanna – неторопливость, чистота
Picchila – слизистость
Snigdha – маслянистость

Противодействие Ojas

  • Тяжести Ojas противодействует легкость алкоголя;
  • Холодному признаку Ojas противодействует горячий признак алкоголя;
  • Мягкости Ojas противодействует острота алкоголя;
  • Неторопливости или ясности Ojas противодействует стремительность алкоголя;
  • Маслянистости Ojas противодействует сухость алкоголя;
  • Стабильности Ojas противодействуют распространяющийся признак алкоголя;
  • Гладкости Ojas противодействует несдержанность алкоголя;
  • Слизистости Ojas противодействует не слизистость алкоголя;
  • Плотности Ojas противодействует тонкость алкоголя.

Таким образом мы видим все признаки разрушения алкоголем Ojas, который является основой Sattva (чистоты ума), и как результат этого нарушения, ум становится взволнован, это и является причиной опьянения. Сердце – средоточие каналов циркуляции Расы (плазма), Ваты, Питты и Капхи, Sattva (ума), Buddhi (разума), indriyas (чувств), Атма (душа) и Ojas (жизненная сущность) – все это разрушается избыточным потреблением алкоголя, и приводит к болезням сердца и Dhatus (ткани) и всему, что с ними связанно.

Стих 37

Нарушение Оджаса на различных стадиях потребления алкоголя.

Есть 3 стадии опьянения, вызванного потреблением алкоголя:

  • Первая стадия, Ojas не нарушен, но сердце стимулируется;
  • Вторая стадия, Ojas слегка нарушен;
  • Третья стадия, Ojas полностью нарушен, приводит к Маду – опьянению.

Далее в Чарака Смхите описываются эти стадии опьянения. Первая считается благотворной, но вторая и третья – разрушительны. Также, речь идет о трех типах людей, саттвика, раджасика и тамасика и о том, как на них действует алкоголь. Саттвики становятся более веселые и позитивные, а Раджасики и Тамасики проявляют деструктивные наклонности, особенно Тамасики, с которыми даже пить не рекомендуется. Описываются люди, с которыми можно пить и нельзя. Вкратце, с хорошими людьми можно, с плохими (тамасика) нельзя.

Описывается разрушающее влияние алкоголя на организм тех, кто пренебрегает нормами, пьет чрезмерно много, тем самым разрушает свое здоровье как физическое, так и психическое (гнев, жадность, бессонница, эпилепсия и пр.). Говорится, что корнем благополучия на небесах и на земле является умиротворение и спокойствие ума, поэтому руководствоваться надо именно этим состоянием и не пить без меры.

Далее сравнивается алкоголь с пищей: если правильно есть, то это нектар, а если переедать, то яд, также и алкоголь. Перечисляются положительные свойства от правильного употребления алкоголя (стих 61):

  • Harsha – взволнованность;
  • Urja – энергия;
  • Mudam – счастье (умственное удовлетворение);
  • Pushti – питание;
  • Aarogyam – хорошее здоровье;
  • Paurushyam – превосходное мужество;
  • Sukha madya – приятное опьянение.

И далее (стих 62) еще много прославляется алкоголь, употребленный правильно: избавляет от страха и половое влечение увеличивает и т.п. Подробно описывается поведение людей Саттвика, Раджасика и Тамасика, о которых уже говорилось выше. Снова говорится о друзьях и о важности правильной компании. Описание людей, кто медленно пьянеет и кто быстро: в целом все просто, медленно пьянеют здоровые, крепкие и сытые, а быстро их антиподы. Описывается этиология алкоголизма для разных конституций, патогенез и даются рекомендации по лечению, различные рецепты. Такие как, например, поедание мясных супов, мяса, овощей, ношение комфортной одежды, объятия молодой, страстной и горячей девушки, рвота и много-много прочих рекомендаций. Среди них массаж, теплые покои. Так как для разных типов нужны разные методы, то для питты рекомендуются охлаждающие процедуры, типа купания в холодной воде. Тогда как для капхи наоборот – теплые ванны. (Чарака Самхита, Чикитсастхана, 24 глава).

Самый главный вывод из этого повествования знания об алкоголе – это то, что алкоголь обладает прямыми противоположными качествами Оджаса. Разрушение Оджаса ведет к смерти. Без Оджаса жизнь не возможна.

Оджас находится в сердце в количестве восьми капель (параоджас) и циркулирует (апараоджас) по всему телу в количестве половины анджали (горсти). Чарака так описывает оджас: «Субстанция, находящаяся в сердце и окрашенная в белый, красный или желтый цвет называется оджас. Если оджас покидает тело, то организм разрушается и человек умирает. В развивающемся теле живого существа в первую очередь образуется оджас. Он имеет цвет топленого масла, вкус меда и пахнет как свежий рис, с которого только что сняли шелуху. Как пчелы собирают мед с раскрывшихся цветов и плодов, так все органы человеческого тела собирают оджас для исполнения своих функций». (Чарака Самхита 1.17.74-75).

Оджас является «сущностью дхату» и распространен по всему телу. Параоджас, находясь в сердце, постоянно выражает себя в виде апараоджаса на уровне физиологии. При образовании дхату одна капля параоджаса вытекает из сердца и в виде апараоджаса формирует ткань. Сформированные дхату возвращают оджас в сердце. Такое «перетекание» происходит постоянно. При формировании тканей, во время перехода одной в другую, получается восемь типов оджаса.

Согласно Чараке, когда количество оджаса слишком мало, сама жизнь находится под угрозой. Оджас соединяет сознание и материю и подобен лампе у двери, светящей и внутри, и снаружи. Увеличение оджаса способствует большему проявлению чистого сознания. Он является продуктом сбалансированного агни, являясь проявленным разумом в нашей физиологии. Оджас – это поток разума к каждой клетке нашей психофизиологии, источник знания, мудрости, храбрости и памяти.

«Оджас уменьшается злостью, голодом, беспокойством, истощением. Вследствие этого человек слабеет и испытывает тревогу без видимых причин. Появляется дискомфорт в чувствах, плохой цвет кожи, плохое телосложение, плохие манеры и сухость всего тела» (Аштангахридая самхита, Сутрастхана 36-72).

Выводы сделать не трудно.

Желаю всем здоровья! Пожалуйста, поделитесь этой важной информацией со своими друзьями!

Следите за дальнейшими публикациями.

Автор публикации: Юрий Авраменко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *