Основы Аюрведы. Санкхья — философский базис аюрведы.

osnovy-ayurvedy-chast_1
Основы Аюрведы. Санкхья — философский базис аюрведы.
5 (100%) 5 голосов

ОСНОВЫ АЮРВЕДЫ. САНКХЬЯ — ФИЛОСОФСКИЙ БАЗИС АЮРВЕДЫ.

Друзья, продолжаем познавать аюрведу. Этой публикацией я начинаю раскрывать самую важную часть этих знаний. Это основа, базис, фундамент. Это та основа, без знаний которой не возможно дальнейшее движение в изучении аюрведы. Итак, начнем!

Аюрведа и философия

Аюрведа, как наука, чрезвычайно точна и последовательна в отношении принципов философии и естествознания, заложенных в ее основу. Основная философская школа, на которой базируется аюрведа – санкхья. Именно у этой ведической школы философии она взяла концепцию, согласно которой материя имеет неизменное количество при изменчивости качеств, а также то, что из всех начал Мироздания основными являются Пуруша (мужская энергия, перводух) и Пракрити (женская энергия, первоприрода). Также санкхья утверждает, что материя имеет два состояния, совершенно отличающиеся друг от друга: непроявленное и проявленное. Материя во всей ее сложности складывается из трех ее качеств: саттва — чистота, раджас — активность и тамас — инертность. Когда Пракрити (материя) пребывает в непроявленном состоянии, ее качества находятся в абсолютной гармонии. Под влиянием Пуруши качества Пракрити выходят из равновесия, и процесс эволюции начинает развиваться от тонкой материи к плотным первоэлементам.

Эволюция не может осуществляться только за счет Пуруши и Пракрити. Первым проявлением их взаимодействия является Махат (буддхи) или космический разум. Его функция — проявление самого себя и всех остальных проявлений Мироздания. Из Махат проявляется Эго (аханкара) – принцип индивидуализации или ощущение своего «я», которое формируется под влиянием трех гунн – саттвы, раджаса и тамаса.

С помощью саттвы эго воплощается в:

  • пяти воспринимающих чувствах — слух, осязание, зрение, вкус, обоняние;
  • пяти органах действия — рот, руки, ноги, гениталии, анус;
  • Манасе (уме) – органе познания и направления.

Затем то же эго посредством тамаса воплощается в пяти танматрах (элементах восприятия) — звуке, осязании, форме, вкусе и запахе, из которых возникают пять первоэлементов (махабхут) – акаша (пространство), вайю (ветер), теджас (огонь), джала (вода) и притхви (земля).
Раджас-аханкара обеспечивает их энергией, необходимой для трансформации.

Эти 24 сути являются проявлениями первичной эволюции. Они сохраняются до конца творения, то есть до момента, когда проявленная материя не вернется в обратно в непроявленное состояние. Проявлениями вторичной эволюции считаются различные комбинации первоэлементов. И они могут уничтожаться в любой момент. Все, что существует в природе, слагается из первичных и вторичных продуктов эволюции. Аюрведа придает этому факту огромное значение. Это служит основой для диагностики, фармакологии и терапии.

Очевидно, что саттва – это творческая потенция, созидание (Брахма), раджас – кинетическая энергия, защита (Вишну) и тамас – потенциальная сила разрушения (Шива). Они являются первыми проявлениями беззвучного звука аум, представляющий собой первичный звук Вселенной и три божества (тримурти) — Брахму, Вишну и Шиву.

Звук «а» представляет собой начало Мироздания, начало жизни и олицетворяет Брахму — бога творца. Звук «у» представляет собой пропитание, поддержание Мироздания, и олицетворяет Вишну – бога хранителя. Звук «м» представляет собой конец, разрушение, смерть жизни и Вселенной. Он олицетворяет Шиву – бога разрушителя. Хотя Шива разрушитель, его роль в проявлении Мироздания рассматривается как полезной, так как разрушение необходимо для созидания. Вибрации трех аспектов аум представляют всю полноту творения.

Аюрведа и физика

Теперь же для полного понимания того, как аюрведа подходит к физиологии и анатомии человека, необходимо рассмотреть взаимосвязь ведической науки и современной физики. Прогресс в понимании фундаментальных сил Мироздания привел современную физику к развитию Теории Единого Поля, которая обещает дать полное знание Естественного Закона.

Какова же природа физического мира, и каковы управляющие им законы? Классическая физика рисовала взаимодействие сил и частиц в недрах этой космической машины как игр бильярд с шарами и кием, который их перемещает. Современная физика, однако, пришла к выводу, что мир, который мы считаем конкретным и прочным, не более плотен, чем волна на поверхности океана. Конечно же, волны существуют, но существуют они лишь миг и подобны иллюзиям, поскольку в действительности они — не что иное, как океан. Также современная физика утверждает, что все мироздание построено из слоев энергии, один внутри другого. Самый тонкий из них составляет самый глубокий внутренний слой мироздания, который выражает себя различными качествами. Так физика опровергла свой же закон о неразрушимости материи, который считал атом мельчайшей ее частицей.

Веда же говорит, что в основе тончайшего уровня всего, что существует в относительном мире, лежит непроявленное и трансцендентное чистое Бытие. Это ни материя и ни энергия. Это чистое Бытие, состояние чистого существования всего, что существует. Все является проявлением чистого абсолютного Бытия.

Три основных открытия привели физику к восприятию материи не как чего-то конкретного и прочного, а скорее как выражению непроявленного поля энергии и бесконечного поля динамизма. Во-первых, это открытие структуры атома — пустое пространство, в котором перемещаются невидимые электроны на больших скоростях. Затем открытие формулы Гейзенберга — принципа вероятности, который раскрывает двойственность материи, представляющейся то, как частица, то, как волна. И, наконец, знаменитое Е = МС2 (в квадрате) Эйнштейна, показывающее, что материя есть форма энергии, способная трансформироваться в другие формы энергии и материи.

Из Единого Поля энергии берут начало различные законы природы. Можно сказать, что все эти законы содержатся в непроявленной и невыраженной форме в Едином Поле. Оно как океан, содержащий в себе все волны. И в свете этого мир и все его предметы — это всего лишь видимость поверхности, а реальность явлений — это чистая безграничная энергия, выражением которой они являются.
Итак, когда современная физика описывает все более и более тонкие уровни Вселенной и материи в понятиях Единого Поля самообращенной энергии, склоняешься к мысли, что речь идет о том же поле энергии разума, о котором уже тысячи лет говорит ведическая наука. И это Единое Поле не что иное, как бесконечный океан сознания.

Аюрведа и физиология

Далее рассмотрим взаимосвязь ведической науки и физиологии. Как уже было сказано выше, физика описывает мир как формы вибрации единственного, трансцендентального Единого Поля чистого знания. Это почти точная формулировка из ведического описания. На самом деле, это подразумевается в самом слове «веда». Многие думают, что веды — это просто собрание древних книг. Но на самом деле, слово веда означает «знание», и, относится к трансцендентальным группам знаний, которые считаются формами «вибрации» Единого Поля. Эти «виды вибрации» Единого Поля, элементы Веды, являются тем, что проявляется в материальный мир вокруг нас. Веда — это абстрактный план творения, или «конституция» Мироздания.

Следовательно, веды — это законы природы, выраженные не в уравнениях, а в вибрациях. Согласно ведической науке, они могут быть услышаны, как звуки, когда осознание человека достаточно прочно установлено в трансцендентальном сознании. Вот почему результатом пробуждения ума к своему полному статусу Единого Поля, становится жизнь, спонтанно согласованная с естественным законом. Находясь на этом достойном уровне, ум содержит все законы природы в своем наиболее спокойном, уравновешенном состоянии.

Идея о том, что законы природы, структурирующие тело, вибрируют в Едином Поле, подается в ведической науке с определенной специфичностью. Ведическая традиция определяет 40 основных типов вибрации Единого Поля. Первая из этих сорока — всецелостность, остальные 39 — структурирующие динамики этого целостного качества. Далее следуют разделы и подразделы этих качеств. Эти способы вибрации выражены в 40 ветвях ведической литературы, и, как доказано, имеют необычайно детальные (один к одному) соответствия с 40 аспектами человеческой физиологии и анатомии.

Продолжение следует…

Цикл публикаций Юрия Авраменко об Аюрведе. Оригинальная статья на Facebook.

Читайте предыдущие статьи Юрия Авраменко в нашем блоге.

osnovy-ayurvedy-chast_1-2

371 просмотров, 2 сегодня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *