Типы конституции в Аюрведе

Типы конституции в Аюрведе

Если мы посмотрим на людей, окружающих нас, мы увидим, что мы не во всем похожи. Стандартный или средний человек — статистическая абстракция, которой на самом деле не существует. Каждый из нас отличается от всех остальных по многим показателям, как физическим, так и психическим. Каждый человек обладает индивидуальной конституцией, которая отличается от конституции любого другого человека. Фигуры и пропорции, темпераменты и характеры людей бесконечно разнообразны, и эти различия необходимо учитывать при рассмотрении здоровья.

Для того чтобы обрести счастье и благополучие в жизни, мы должны знать свой характер. А для гармоничного социального взаимодействия нам необходимо понимать также характер других людей. Пища, подходящая одному человеку, может оказаться не столь удобоваримой для другого. Например, один человек может быть в восторге от специй, а другой, даже во многом похожий на него, их просто не выносит. Точно так же и психологические условия, благоприятные для одного, могут оказаться неприемлемыми для другого. Одного человека конкуренция побуждает к большим достижениям, а другого — подавляет и ведет к провалу. Непонимание особенностей своей конституции ведет к болезням. Стандартные терапевтические средства не учитывают индивидуальные особенности и поэтому не столь эффективны, как могли 6ы быть. Аюрведа, напротив, распознает и учитывает различные типы конституции. Она помогает нам ясно понять разнообразие людей, а также определить наши личные способности и индивидуальные особенности.

Типы конституции в Аюрведе ॐ Бутик ROSA

При всем многообразии конституциональных типов среди них выделяются несколько типов, в которых отражаются, словно в зеркале, силы Природы. Основные типы конституции соответствуют трем биологическим началам — так называемым дошам, коренным силам, формирующим физический план бытия. На санскрите эти силы называются «вата», «питта» и «капха». По и своему действию в системе «тело-ум» они соответствуют трем из пяти первоэлементов — воздуху, огню и воде. В большинстве книг по аюрведе основное внимание уделяется физическим проявлениям этих трех типов. Мы же сосредоточимся на их психических проявлениях. Но прежде давайте проясним, что представляют собой вата, питта и капха и как они функционируют.

Вата — воздух

Биологическое начало воздуха носит название «вата», буквально означающее «то, что дует», т.е. ветер. Дополнительным элементом ваты является эфир (который также называют пространством) — поле, в котором происходит движение ветра. Места скопления ваты — полости в голове, суставах и костях. Вата управляет движением и отвечает за разрядку всех импульсов, произвольных и непроизвольных. Она работает в основном через мозг и нервную систему. В пищеварительной системе вата связана с нижней частью кишечника, в первую очередь с толстым кишечником, в котором происходит осушение и скапливаются газы (воздух). Из чувств с ватой связаны осязание и слух, которые соответствуют элементам воздуха и эфира. Вата — это сила, направляющая и ведущая другие элементы, так как сама жизнь происходит из воздуха. Эта доша дает подвижность, приспособляемость и легкость в действии. Ее сила оживляет нас и приносит нам энтузиазм и ощущение бурлящей энергии. Вата управляет базовой восприимчивостью и подвижностью психического поля. Она снабжает энергией все психические функции, от чувственного восприятия до работы подсознания. Она обеспечивает ментальную реакцию на внешние и внутренние стимулы. Основные типы эмоциональных расстройств, связанных с ватой, — страх и беспокойство. Эти симптомы проявляются тогда, когда мы чувствуем, что нашей жизненной силе угрожает некая опасность.

Питта — огонь

Биологическое начало огня носит название «питта», означающее «то, что обрабатывает пищу». Огонь не может присутствовать в теле непосредственно, он содержится в горячих жидкостях, таких как кровь и пищеварительные соки. По этой причине и дополнительный элемент в составе питты — вода. Питта управляет процессами трансформации в теле и уме, т.е. потреблением и усвоением на всех уровнях — от пищи до идей. Область ее преобладания — пищеварительная система, в и первую очередь тонкий кишечник и печень, то есть те органы, где работает пищеварительный огонь. Также питта присутствует в крови и участвует в зрении, которое соответствует элементу огня. Эта доша отвечает за тепло и свет на всех уровнях — от чувственного восприятия до клеточного метаболизма. В психической сфере питта управляет рассудком, разумом и пониманием — освещающей способностью ума. Она позволяет нам воспринимать, формировать суждение и различать. Основным эмоциональным расстройством, связанным с питтой, является гнев — эмоция огня, которая возбуждает нас и помогает и защититься от внешних нападений.

Капха — вода

Биологическое начало воды носит название «капха», буквально означающее «то, что держится, сохраняет форму». Земля — дополнительный элемент капхи. Она образует границы, в которых пребывает вода (мембраны, кожа и слизистые оболочки). Капха управляет формой и веществом и отвечает за вес, сцепление и стабильность. Это жидкий раствор, внутренний океан, в котором движутся две другие доши. Капха составляет основную материю тела. Она обеспечивает необходимую смазку и выделение секретов, смягчает нервы, ум и чувственное восприятие. Капха преобладает в верхней части тела — желудке, легких и голове, т.е. там, где скапливается слизь. Эта доша связана с чувствами вкуса и обоняния, которые соответствуют элементам воды и земли. Капха управляет ощущениями, эмоциями и способностью ума задерживаться на определенных формах. Она дает душевное спокойствие и стабильность, но может препятствовать росту и расширению. Основные эмоциональные недостатки, связанные с капхой, — желание и привязанность. Они возникают, когда ум слишком долго задерживается на каких-либо объектах, что может стать тяжелым грузом для души.

Добавить комментарий