Аюрведа — знание, дающее счастье и блаженство. Часть 4.

znanie-dayushhee-schaste-4-chast
Аюрведа — знание, дающее счастье и блаженство. Часть 4.
5 (100%) 2 голосов

АЮРВЕДА — ЗНАНИЕ, ДАЮЩЕЕ СЧАСТЬЕ И БЛАЖЕНСТВО. ЧАСТЬ 4.

Читайте предыдущую статью (Часть 3) из цикла публикаций Юрия Авраменко

Друзья, продолжаем изучать аюрведу!

Религиозно-философская школа вайдьев, ставшая предтечей аюрведы, зародилась еще во время миграции ариев. Тогда понятие «вайдья» не было синонимом слова «целитель» или «лекарь». Оно объединяло группу людей, которые по крохам собирали знание, к тому времени уже почти утраченное ариями. Вайдьи изучали то, как влияет на человека движение планет, как на него реагируют определенные растения, как взаимодействуют с душой, телом и отдельными органами камни и минералы. Вайдьи понимали, что человек зависит от планетных, лунных, циркадных (суточных) и других циклов, что для него не проходят бесследно смены климата и времен года. Они видели, что каждый орган в человеке сопричастен определенному растению или животному, работая на одинаковых с ним частотах.
Вайдьи изучили и описали около семи тысяч различных растений, их состав и действие. Они знали, когда и в каком месте, в какую лунную фазу, в какие сезоны нужно собирать растения, как правильно их готовить и сочетать. Понемногу восстанавливая знания ариев и собирая их в единую систему, вайдьи восприняли и то, что сохранилось у цивилизации лемурийцев — хирургию, иглоукалывание, гирудотерапию. Известно, что вайдьи выполняли сложнейшие пластические и нейрохирургические операции. Постепенно начала формироваться наука, которая тогда еще называлась не аюрведой, а расаяной.

Философия вайдьев основывалась на том, что человек является клеточкой Вселенной, и если он не будет жить с ней в гармонии, то не будет счастлив. Человек полностью подобен Вселенной, — говорили вайдьи, — в нем есть все виды энергий, которые присутствуют в космосе, все пять первоэлементов, все стихии, и даже самые высшие силы, даже сам Бог. Согласно их воззрениям, человек связан не только с живыми объектами Вселенной, но абсолютно со всеми космическими телами. Поэтому все, что происходит вокруг, обязательно отражается на человеке, и все, что происходит внутри него — отражается на окружающем мире. Вайдьи не декларировали, а утверждали личным примером, что человек может жить, не болея очень долго и счастливо. Изучая строение тела, они нашли так называемые энергоинформационные центры, или чакры, и определили, что каждая чакра характеризуется своей определенной частотой, которая соответствует энергоинформационным характеристикам различных планет и иных космических объектов. На Земле существует закон взаимного соответствия ритмов растительного, животного и минерального царств, и вайдьи руководствовались им во всех сферах жизни. Только по закону соответствия они использовали пищу, а также травы и иные препараты для исцеления болезней в начальной их стадии.

Причиной многих пороков человека является то, что он не умеет соизмерять. Ему всегда кажется, что он достоин большего, что если он получит еще больше материальных благ или денег, то жизнь изменится к лучшему. Но он забывает о том, что каждому предназначена своя доля, и тот, кто берет больше, чем ему дается, никогда не будет счастлив. Пациенты, приходившие к вайдьям, часто слышали на первый взгляд странные советы: «Ты болеешь, потому что ты слишком жаден, или, ты завистлив и слишком гневлив. Избавься от этого, и твои болезни пройдут».

Люди заметили, что вайдьи удивительным образом сохраняли свою молодость даже в очень преклонном возрасте, были активны, никогда не прекращали своей деятельности из-за болезни и всю жизнь много делали для других. Лишь перед самой смертью у них внезапно появлялись признаки старости. За два-три года до смерти они уходили из общины в леса, в горы, посвящали все свое время интенсивным духовным практикам и покидали этот мир, сжигая свое тело с помощью внутренней энергии, которую в системе йоги называют кундалини.

Современное понимание понятия «арии» таково, что арийцем можно назвать всякого, кто строит свою жизнь в соответствии с идеалами ведической традиции и ведической духовной культуры. Со временем знания и величие философско-религиозной школы вайдьев, основателей системы врачевания, распространилась по всей планете. Культура и искусство цивилизации ариев постепенно завоевали весь мир. Но знания вайдьев не были в полной мере систематизированы до момента появления на Земле Дханвантари — необыкновенной личности, который считается покровителем аюрведы и прямой инкарнацией Вишну. Дханвантари пришел специально для того, чтобы систематизировать и утвердить знания аюрведы, накопленные за многие тысячелетия древними вайдьями. Тогда и был создан труд «Дханвантари Самхита» — самый древний из всех, известных сейчас на Земле, аюрведических канонов.

Легенда гласит, что прошло множество веков, и Дханвантари воплотился как раджа Диводаса, родившись в царской семье в святом городе Бенарес (Варанаси). Однажды к обители Диводасы пришли Вайтарана, Сушрута, Каравирья и другие мудрецы, и сказали: «Наши сердца погружены в печаль при виде людей, страдающих от физических и умственных болезней. Чтобы изгнать болезни уть им здоровье и благополучие, для блага всех живущих существ, научи нас Аюрведе, знанием которой ты обладаешь в совершенстве. Мы готовы стать твоими преданными учениками». И Диводаса ответил: «Входите, будьте моими сыновьями, и я обучу вас. Ибо я, Дханвантари, избавивший живых существ от старости, болезней и смерти, вновь появился на Земле для того, чтобы открыть вам среди остальных ветвей Аюрведы Шалья-чикитсу». (Сушрута самхита, Сутрастхана, 1.13-14, 22)

Предание говорит о том, как Диводаса передал знание своим ученикам, разделив его на восемь частей для того, чтобы его легче было запомнить. Его ученики, называвшие себя дханвантарьи или последователи Дханвантари, развили и сформулировали в канонах знание, полученное от своего учителя. Лучшим среди дханвантарьев был Сушрута, о мудрости и мастерстве которого сложены легенды. Он составил трактат, текст которого первоначально передавался из уст в уста, от учителя к ученику. Прошло множество веков, и память людская начала слабеть. Тогда текст начали записывать под именем его первого составителя. Фрагменты этих шлок и упоминания о них можно встретить в более поздних трудах комментаторов. И лишь на рубеже I-II веков н.э. была восстановлена, записана, отредактирована и дополнена «Сушрута Самхита», которая доступна современному читателю.

Преемником древнего знания стал другой Сушрута (младший), происходивший из семьи потомственных вайдьев и названный родителями в честь великого ученика Дханвантари. Впоследствии школы, берущие начало от Дханвантари, образовали восемь направлений медицины, которые, по сути, стали источником врачебного искусства, как на Востоке, так и на Западе. Эти восемь дисциплин называются «Аштанга аюрведа» («ашта» — восьмая часть). Развитие этих восьми направлений привело к созданию следующих шестнадцати отраслей аюрведического знания: фундаментальные принципы аюрведы, анатомия, физиология, фармакология, фармацевтика, диетология, педиатрия, акушерство и гинекология, социальная и профилактическая медицина, медицина лекарственных средств, терапия, патология, хирургия, лечение болезней головы и шеи, психиатрия и панчакарма (физиологическое очищение организма).

Знания, переданные Дханвантари, на протяжении долгого времени были предназначены лишь для узкого круга людей, и не только потому, что невежды, получив к ним доступ, могли бы нанести вред себе и другим, но и потому, что мастерство вайдьев со временем стало для них способом иметь средства к существованию. Вайдьи передавали свое знание по цепи ученической преемственности лишь посвященным (своим детям и доверенным ученикам), излагая его в стихах, чтобы оно легче запоминалось и не подвергалось искажению. Языковой строй санскрита, на котором слагались, а затем записывались каноны, таков, что извлечение одной буквы или слога из предложения, или малейшее нарушение ритма режет слух так же, как фальшивая нота в стройной игре оркестра. Кроме того, сама ведическая традиция знала способы запоминать огромное количество информации без малейших искажений.

Цикл публикаций Юрия Авраменко об Аюрведе. Оригинальная статья.

Предыдущая статья цикла — Часть 3

Читайте далее продолжение — Часть 5

Все статьи Юрия Авраменко в нашем блоге.

osnovy-ayurvedy-chast_1-2

292 просмотров, 3 сегодня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *