Аюрведа – знание, дающее счастье и блаженство, ч2

Аюрведа – знание, дающее счастье и блаженство. Часть 2.

У многих людей неверное представление о древних временах, которые, как правило, они представляют как «темное время без письменности и культуры». Как же они заблуждаются! Нельзя не отметить, что в Риг-Веде, древнейшем письменном памятнике человечества, содержатся и самые современные научные данные. Например, в 1387 г. ведический ученый Саяна со ссылкой на более древние источники сочинил молитву, в которой говорится: «Я с глубоким почтением склоняюсь перед Солнцем, чьи лучи пробегают 2202 йоджаны за половину нимеши». Одна йоджана составляет 4,52219 км, а одна нимеша – 16/75 секунды. Математически одаренные люди, конечно же, быстро произведут подсчет: по мнению Саяны солнечный свет проходит за секунду 299,792 км. Эврика! Да ведь он назвал точную скорость света!

Чтобы легче было изучать и применять знания Вед, Вьясадева разделил их для удобства на четыре части. Риг-Веда (Веда хвалы) состоит из 1028 гимнов или самхит, которые в свою очередь делятся на мандалы, собранных в 10 книгах. К Риг-Веде относятся Дхарма-шастры – «Законы Ману» и «Законы Яджнявалкьи». Большая часть гимнов прославляет Бога Огня (Агни) и Индру (царя небес). Один из гимнов Риг-Веды говорит: «Дай мне бессмертие там, где царит счастье и радость, где удовлетворение рождается вместе с желанием, и куда нет доступа ни болезням, ни смерти!». Среди гимнов Риг-Веды некоторые посвящены обсуждениям трех дош (вате, питте и капхе), пересадке органов и имплантатам. Многие гимны упоминают об использование трав в медицинских целях, а также говорится о профессии лекаря (бхиджака).

Сама-Веда (Веда песнопений) состоит из 1810 гимнов, браминских молитв и «упанишад». К ней же относятся и Пураны. Особенно она прославляет небесный напиток «Сому».
Яджур-Веда, известная как Веда жертвоприношений состоит из пяти сборников гимнов и содержит инструкции по проведению ведических ритуалов. К ней же относятся и Агамы, или тантры.
Атхарва-Веда состоит из 731 гимна и содержит различные песни и обряды, в том числе предназначенные для излечения болезней. К ней же относятся Веданги и упаведы. Здесь же подробно рассматриваются аюрведические методы лечения. Многие гимны посвящены анатомии, физиологии и хирургии, поэтому большинство исследователей сходятся на том, что Атхарва-Веду в определенной степени можно считать одним из первых известных нам источников аюрведического знания. Заклинания Атхарва-Веды применялись для обретения успеха в земледелии, ремеслах, хорошем потомстве, здоровье и материальном благополучии. Важнейшая часть Атхарва-Веды – заклинания, направленные на исцеление, а также описаниями воздействия на тонкую энергетику человека и советами, как наиболее эффективно победить демонов болезни.

Дханур-Веда (боевые искусства), Гандхарва-Веда (творчество и эстетика), Стхапатья-Веда (архитектура) и Аюр-Веда (медицина) – это четыре упаведы, или дополнения к Риг-Веде, Яджур-Веде, Сама-Веде и Атхарва-Веде соответственно. Анализ ведических текстов показывает, что все четыре Веды насыщены медицинскими сюжетами, а такие полубоги как Рудра, Агни, Варуна, Индра и Марути считались божественными целителями. Наиболее известными врачами в Индии в те времена были братья близнецы Ашвины Кумары, которым Веды приписывают множество выдающихся достижений: возвращение к жизни людей и святых, обеспечение долголетия, лечение бесплодия, туберкулёза и других серьёзных заболеваний. Описываются в них и сложнейшие операции, пересадка органов и протезирование. Также можно найти изложение концепции трех дош, учение о семи дхату, пищеварении и обмене веществ, описания анатомии человека и многих болезней. Подробно рассматриваются различные виды болезнетворных бактерий и, отмечается, что некоторые бактерии невозможно увидеть невооруженным глазом. В Ведах неоднократно встречаются описания родов, освобождения от влияния злых духов, омолаживающей терапии, а также средств, нормализующих половую функцию. Описываются там лекарственные растения и их воздействие, а также около 28 видов болезней и лекарства, требующиеся для их лечения. В Риг-Веде описаны 67 лечебных трав, в Яджур-Веде – 81, в Атхарва-Веде – 290. Описание свойств ещё 130-ти из них можно найти в других брахманических текстах.

Аюрведа включает в себя не только науку о лечении болезней, но также философские знания. Это научно-философское учение существует вечно и при разрушении материального мира оно не утрачивается. Аюрведа дана людям на все эпохи и на все времена. При творении вселенных ведическое знание вновь посылается людям через мудреца Вьясадеву. Таким образом, никто не имеет права утверждать, что есть знание, не имеющее отношение к Ведам.

Божественный Дханвантари (бог аюрведы) так напутствовал своих учеников, среди которых был и юный Сушрута: «Изначально аюрведа была частью Атхарва-Веды. Еще до того, как в этом мире родились первые люди, праотец Брахма изложил всю науку о жизни в ста тысячах стихов, которые были разделены на тысячу глав. Однако затем он опомнился и подумал о том, что у людей, обитающих на Земле, продолжительность жизни будет сравнительно мала, а интеллектуальные способности – невелики. Тогда он разделил аюрведу на восемь специальных разделов – учение о внутренних болезнях (терапию), хирургию, болезни головы (оториноларингологию и офтальмологию), психиатрию, педиатрию и гинекологию, токсикологию, учение об афродизиаках и учение, о том, как противодействовать старению. Эта история развенчивает миф о том, что аюрведа отрицает опыт «современной медицины» и не признает ее достижений, особенно хирургии. Но, ведь хирургия – древнейшая отрасль аюрведы! И в подтверждение этих слов следующая легенда. Некогда Шива, известный своим необузданным нравом, недолго думая, отрубил голову богу жертвоприношений Яджне. После этого боги попросили Ашвинов Кумаров, близнецов-врачевателей с помощью хирургических мер вернуть Яджне голову. Задуманное увенчалось успехом. Одно из преимуществ хирургии заключается в том, что она сразу приводит к непосредственным результатам.

Аюрведа базируется на шести ведических школах философии. Со временем эти школы образовали две пары: санкхья-йогу и ньяя-вайшешику. Веданта и пурва-миманса в силу различий между ними рассматривают по отдельности. У санкхьи-йоги она взяла концепцию, согласно которой материя имеет неизменное количество при изменчивости качеств. У ньяя-вайшешики аюрведа заимствовала представление о частицах (первоэлементах) и движении. Миманса привнесла в аюрведу тезис о том, что каждое действие вызывает строго определенную реакцию, а веданта – идею тождества неизменной индивидуальной души (джива) с Абсолютом. В дальнейшем аюрведа заимствовала ряд принципов из других систем – буддизма, тантры, джайнизма.

Читайте предыдущую статью (Часть 1) из цикла публикаций Юрия Авраменко

Юрий Михайлович Авраменко

Добавить комментарий