Аюрведа – знание, дающее счастье и блаженство, ч6

Аюрведа – знание, дающее счастье и блаженство. Часть 6.

Рассмотрим важнейшие классические трактаты аюрведы.

Одним из величайших представителей традиции вайдьев был мудрец Бхарадвадж, который передал знание аюрведы риши, а те своим лучшим ученикам. Ученики, в свою очередь, составили каноны традиции кайя-чикитсы – терапии внутренних болезней – использующей растения, минералы, цвета, звуки и запахи. Одним из лучших учеников считался Агнивеша, который не только составил самый известный из канонов кайя-чикитсы, но и стал странcтвующим лекарем, несшим знание аюрведы по всей Земле. Еще один наследник культуры дравидов – мудрец Агастья, которого считают одним из величайших носителей знаний в области хирургии и мармавидьи (акупунктуры). Цивилизация Бхарата-Варша просуществовала много тысячелетий, но пять тысяч лет назад стала распадаться на более мелкие государства и, в конце концов, прекратила свое существование. Гибель ведической цивилизации произошла из-за того, что внутри нее зрели различные пороки, которые привели к большим и малым войнам, разложению общества и разрушению всей социальной системы. C распадом ведической цивилизации учение аюрведы практически исчезло. Но в начале нашей эры появились удивительные личности, которые восстановили и записали древние канонические тексты «Чарака самхита», «Сушрута самхита» и «Аштангасамграха» Вагбхаты. Обычно их называют Брихат-трайей, собранием главнейших аюрведических текстов.

«Чарака самхита» – это древнейший текст, сохранившийся до наших дней. Как считают многие знатоки аюрведы, в его создании участвовали несколько авторов. Само имя Чарака не принадлежит ни одному из них и означает «странствующий лекарь». Первым автором признается Артейя Муни. Рукописи, вероятно, изготавливал его ученик Агнивеша. Этот трактат датируется приблизительно 1-2 веком н.э. – временем, относящемуся к поздневедическому периоду.

«Чарака самхита» написана в форме диалога между Атреей и его учеником Агнивешей и начинается с рассказа о том, как мудрец Бхарадвадж отправился к Индре за знанием Аюрведы. Открывшаяся Брахме наука о естественной жизни, здоровье, долголетии и избавлении от болезней была некогда передана им Дакше Праджапати – прародителю человечества, тот передал ее божественным целителям Ашвинам, те же передали ее Индре. Переданное Индрой знание мудрец Бхарадвадж изложил Атрее Пунарвасу, а тот – шести ученикам, записавшим науку жизни в виде шести трактатов. Самый одаренный ученик, Агнивеша, не только написал лучший из трактатов, но и начал распространять это знание по всей земле. Он ходил из города в город, из деревни в деревню, обучая своих последователей и рассказывая людям о том, как жить долго, праведно и без болезней. Люди называли его странствующим лекарем – “Чаракой”.

znanie-dayushhee-schaste-6-chast_2
В “Чарака Самхите”, состоящей из 120 глав и 8,400 шлок (метрических стихов), также восемь разделов:

  • Основные положения (Сутрастхана);
  • О теле (Шарирастхана);
  • О чувственном восприятии (Индриястхана);
  • О причинах болезней (Ниданастхана);
  • О передатчиках болезней (Виманастхана);
  • О лечении тела (Чикитсастхана);
  • О правилах приготовления лекарств (Калпастхана);
  • О счастье (Сиддхастхана).

Она написана частично прозой, частично стихами. Здесь представлено подробное изложение методов обследования, диагностики и лечения различных внутренних заболеваний, детальное описание пяти очищающих и питающих клетки тела процедур (панчакарма). В «Чарака самхита» описан 341 медикамент растительного происхождения, 177 препаратов животного происхождения и 64 минеральных препарата, рецептуры многочисленных лекарственных составов, а также подробные предписания по их применению, сбору, правильному сочетанию и приготовлению, подробно классифицированных по пятидесяти категориям, согласно теории пяти первоэлементов, и их терапевтическому действию.

Вторым из главнейших трактатов аюрведы считается «Сушрута самхита». Изначальный текст этого канона был составлен одним из двенадцати учеников Дханвантари, Сушрутой, который жил более 3000 лет назад, освещающим традицию Шалья-чикитсы или хирургии. Сушрута (младший), названный в честь великого Сушруты, был необыкновенной личностью. Умелый врач, глубокий философ, талантливый наставник, замечательный литератор, он не только восстановил “Сушрута самхиту”, но и основал школу, в которой сотни учеников постигали науку Шалья-чикитсы. Существует множество исторических свидетельств того, что школа Сушруты славилась далеко за пределами Индии. Сушрута в совершенстве изложил анатомию и физиологию человека, описал причины и механизмы развития 1200 различных заболеваний, а также описал 700 лекарственных растений, 57 препаратов животного и 64 препарата минерального происхождения. Он детально разработал более 300 сложнейших операций. Сушрута заложил основы гирудо – и иглотерапии, задолго до К. Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И. Павлова – секрецию желудочных соков, за много веков до Э. Дженера – способ прививки против оспы.

Кроме того, в «Сушрута самхита» описано семь слоев кожи, методы анестезии, методики аутопсии, позволяющие исследовать ткани без микроскопа. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно было открыто и признано современной наукой. Можно лишь предполагать, сколько веков назад было созданы инструменты и разработаны методы, с помощью которых производились удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомия и пластические операции. И именно «Сушрута Самхиту» считают трактатом, наиболее точно передающим “Дханвантари Самхиту” – самый первый, изначальный источник аюрведы.

В 4 в. известный ученый и алхимик Нагарджуна составил новое обобщенное изложение этой книги, которое дошло до наших дней. Это произведение состоит из шести книг, которые включают 184 главы. А в 7 в. трактат был переведен на арабский язык под названием «Китаб-Шах-Шун-ал-Хинди» или «Китаб-и-Сусруд» («Книга Сушруты»), после чего стала необыкновенно популярной в странах Аравии и Средней Азии. «Сушрута самхита» – это знание о предназначении человека на Земле и о важности сохранения здоровья независимо от того, зачем оно нужно – для наслаждения этой или следующей жизнью или для достижения Бога. Здоровье – естественное и совершенное состояние, основой которого является согласованное единство человека и Вселенной, сознания и тела. Исток всякой болезни – разрушение этого единства, начинающееся, прежде всего с сознания, с мысли. Разрывая связь с окружающим миром, человек нарушает равновесие «внутреннего» и «внешнего» и остается в одиночестве.

Каждая клетка нашего тела – целый мир, который способен строить, разрушать и поглощать. За одной клеткой стоит группа их, образующая организм. Функционирование всех клеток скоординировано, они находятся во взаимной гармонии, и все наши органы действуют слаженно. Каждый элемент входит в состав более крупного и столь же совершенного образования, но при этом более крупное образование не ограничивает более мелкое. Так формируется и вся космическая реальность. Меньшее, большее и еще большее связаны друг с другом так, что нарушение чего-то одного влечет за собой нарушение всего остального.

«Аштангасамграха» Вагбхаты – это самое позднее произведение великой трилогии. Она состоит из шести книг, 150 глав и 9241 стиха и прозы. В 5 в. н. э. китайский паломник И Цин писал, что Вагбхата обобщил и осовременил оба более древних труда по индийской медицине. Вагбхата родился в Синде (ныне провинция Пакистана) и учился аюрведе у своего отца и у буддийского монаха Авалока. В разных источниках дата создания этого произведения варьируется от 200 до 500 г. н. э. Считается, что Вагбхата тоже был буддистом. Его популярные труды проложили себе путь и за пределы Индии – в Тибет, Китай и Японию. Еще одно произведение Вагбхаты, «Аштангахридайя самхита», благодаря ясности изложения и стихотворной форме до сих пор пользуется большей популярностью, чем объемная и трудная по стилю «Аштангасамграха». Этот трактат был настолько популярен, что его заучивали наизусть не только наследники врачебных династий, но и дети из других брахманских семей. Такая традиция и по сей день существует в Керале, и труды Вагбхаты популярны здесь более чем где-либо в Индии. «Аштангахридая самхита» – это не только прославленный классический труд аюрведы, но и связующая нить между индийской и тибетской традициями, поскольку она стала основой знаменитого тибетского трактата «Чжуд Ши». Вагбхата первым из трех авторов упомянул о медицинской астрологии.

Читайте предыдущую статью (Часть 5) из цикла публикаций Юрия Авраменко

Юрий Михайлович Авраменко

Добавить комментарий